О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесная стража - надежный заслон

В рамках Государственной программы вооружения предприятия оборонно-промышленного комплекса выполняют задачу по капитальному ремонту и модернизации самолета МиГ-31

В рамках Государственной программы вооружения предприятия оборонно-промышленного комплекса выполняют задачу по капитальному ремонту и модернизации самолета МиГ-31. По оценкам специалистов, в новом обличии легендарный самолет прослужит еще лет двадцать.

Сверхзвуковой двухместный высотный истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом и стреловидным хвостовым оперением с двумя килями.

Самолет появился на свет по ряду причин. В том числе из-за того, что страны НАТО, используя господствующие над территорией СССР воздушные течения в стратосфере, запускали высотные автоматические дрейфующие аэростаты со шпионской начинкой, которая в любой момент могла быть заменена на оружие массового поражения. С целью их сбития МиГ-31 оснастили шестиствольной 23-мм авиапушкой ГШ-6-23М. Ее снаряжали фугасно-зажигательными снарядами со специальными взрывателями, которые срабатывали при контакте с оболочкой аэростата, имевшей толщину несколько микрон.

Другим раздражителем для ПВО Советского Союза был самолет SR-71. Этот шпион Соединенных Штатов вторгался в воздушное пространство СССР, тем самым провоцируя систему ПВО на ответные действия, после чего американский провокатор на сверхзвуковой скорости покидал воздушное пространство суверенного государства. Пока шла эта, так сказать, игра в кошки-мышки, другие самолеты-шпионы США, находившиеся над нейтральной территорией, фиксировали режимы работы системы ПВО во всех радиодиапазонах.

С появлением истребителя-перехватчика МиГ-31 американский шпион SR-71, как говорится, поумерил свой пыл, и провокации с его участием сошли на нет. Кроме того, как заверяют западные эксперты, по случайному совпадению Соединенные Штаты свернули программу выполнения полетов аэростатов над советской территорией. При этом, вероятно, настолько же случайно, исключительно из мирных побуждений, США стали перевооружать свою стратегическую авиацию крылатыми ракетами большой дальности действия. Так что "тридцать первый" без работы не остался. Ведь, помимо всего прочего, он был спроектирован и для выполнения задачи по уничтожению воздушных целей на малых высотах, в том числе крылатых ракет. И заложенные в него возможности по всевысотному перехвату воздушных целей востребованы в полной мере.

На авиационном комплексе в полной мере была реализована концепция: "длительное барражирование - стремительный выход на рубеж атаки - гарантированное уничтожение цели в автоматизированном режиме". Конструкторы сумели совместить, казалось бы, несовместимое. На самолете можно барражировать в зоне ожидания на экономичной скорости немногим более 2000 км/час, а полет на форсаже - под 3000 км/ч. В годы своей юности МиГ-31 был оснащен системами и комплексами по последнему слову техники. В частности, он стал первым в мировой истории авиастроения реактивным истребителем, оснащенным бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) "Заслон" с пассивной фазированной антенной решеткой.

МиГ-31 был инновационным и в плане использования материалов. Конструкция планера выполнена с широким использованием сварки. Он изготовлен на 50 процентов из стали, на 16 процентов - из титана, на 33 процента - из алюминиевых сплавов, и лишь один процент конструкций приходится на другие материалы.
При этом созданная машина имела огромный модернизационный потенциал. Работы в плане совершенствования авиакомплекса велись постоянно, хотя и были сильно ограничены в так называемые "лихие девяностые". Ситуация по этой тематике претерпела положительные изменения в начале 2000-х годов. В интересах Минобороны были проработаны варианты капитального ремонта и глубокой модернизации в более интеллектуальные модификации с улучшенными тактико-техническими характеристиками.

Контракт на первую партию модернизации самолетов Мин­обороны подписало с авиастроителями в 2006 году. По результатам успешных госиспытаний в августе 2011 года военное ведомство подписало с ПАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" очередной контракт на модернизацию к 2019 году 60 строевых истребителей МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ или БСМ. Следующим контрактом в ноябре 2014 года было запланировано модернизировать до конца 2018 года еще более 50 строевых истребителей МиГ-31.

С целью более оперативного выполнения гособоронзаказа для реализации программы модернизации задействовали АО "514 авиационный ремонтный завод" во Ржеве.

В дальнейшем из-за внешнеполитических событий реализация намеченных планов оказалась под угрозой срыва. Ведь ранее часть деталей и элементов МиГ-31 производились на Украине, а ее предприятия отказались выполнять взятые на себя обязательства по проекту. Зарубежные эксперты вынесли вердикт, что программа модернизации "тридцать первого" не будет выполнена, но сильно ошиблись с прогнозом.

Новые модификации МиГ-31 могут использоваться в качестве авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения

Минобороны совместно с российскими конструкторами, производителями составили план-график по импортозамещению и организации выпуска 186 изделий. По официальным заявлениям военного ведомства, к осени 2016 года под руководством головного исполнителя вопрос был решен. Более того, выполнена модернизация в вариант МиГ-31К. Новая модификация авиакомплекса, использующая в качестве средства поражения гиперзвуковую ракету "Кинжал", - самое убедительное свидетельство успеха российских авиастроителей.

По прогнозам отечественных специалистов, столь качественное выполнение работ способствует положительным решениям в вопросе реализации планов по использованию МиГ-31 как базовой платформы для других модификаций.
Необходимо особо отметить, что в рамках реализации программы капитального ремонта и модернизации МиГ-31 уже выполнен большой объем работ, в том числе по восстановлению производства ряда комплектующих, разработке и запуску в производство новых элементов. В частности, налажено производство нового остекления для кабины экипажа, которое позволяет использовать самолет на режимах полета в соответствии с заложенными в него ТТХ.

На сегодняшний день по количеству двигателей Д-30Ф6 имеется необходимый резерв, которого достаточно для эксплуатации всех модификаций МиГ-31 с учетом выполнения регламентных работ и замены силовых установок.

Вместе с тем, как заявили руководители авиационного двигателестроения, при необходимости АО "ОДК - Пермские моторы" может возобновить производство ключевых систем и агрегатов для двигателей Д-30Ф6. В настоящее время полностью восстановлено изготовление модулей "горячей" части этого двигателя - турбины. Восстановление производства по изготовлению компрессора двигателя, по оценкам специалистов, при необходимости может быть выполнено за год-два, что по современным производственным меркам считается довольно коротким сроком.

Какие изменения претерпела базовая машина в новых модификациях? Прежде всего необходимо отметить, что за счет модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и вооружения эффективность МиГ-31БМ / БСМ по сравнению с МиГ-31 выросла более чем в 2 раза. Заявленный ресурс планера продляется до 30 лет, или 3500 летных часов.

Полностью модернизированное БРЭО, в том числе по системам связи, дополнено приемником системы ГЛОНАСС и существенно расширило возможности авиакомплекса в новых вариантах. Цифровой помехозащищенный радиоканал обеспечивает двусторонний обмен информацией с наземными командными пунктами. Цифровая помехозащищенная аппаратура передачи данных позволяет обмениваться тактической информацией о воздушной обстановке с самолетами, имеющими устройства сопряжения с аппаратурой других типов истребителей и самолетов А-50 на удалении до 200 км.

Эксперты особо отмечают, что новая модификация БРЛС "Заслон" позволяет обнаруживать воздушные цели типа "истребитель" на большой дальности. Комплексуя ее с закрытыми каналами передачи информации в реальном масштабе времени, МиГ-31 можно использовать в качестве авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения.

Помимо всего прочего, после выполненной модернизации оборудование самолета отвечает современным требованиям. Установленный на самолет комплекс обеспечения посадки соответствует международным требованиям и позволяет выполнять посадку на гражданские аэродромы с соблюдением действующих правил.

Имеются новшества, повышающие эффективность применения самолета. Например, кабины летчика и штурмана-оператора оборудованы многофункциональными жидкокристаллическими мониторами, обеспечивающими экипажи в полной мере и необходимом объеме полетной информацией.

Достигнутый успех позволяет российским авиастроителям с оптимизмом смотреть на перспективы выполнения поставленных задач.

- Мы ожидаем, что в ближайшие годы ВКС получит еще несколько десятков модернизированных МиГ-31БМ, так что к 2023 году весь существующий парк будет модернизирован, - заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

Однако эксперты отмечают, что анализ существующего авиапарка МиГ-31 показал его хорошее техническое состояние. Это в свою очередь привело в специализированных кругах к жарким дискуссиям. На повестке дня стоит вопрос, насколько актуально создание перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. Еще есть время взвесить все за и против, чтобы не совершить опрометчивого шага и не допустить принятия ошибочного решения.

В заключение остается отметить, что поступающие в войска новые модификации интенсивно осваивают и эксплуатируют экипажи, прошедшие необходимую наземную и летную подготовку.

Информационное поле, как говорится, пестрит сообщениями о летно-тактических учениях с участием МиГ-31БМ / БСМ на уровне авиационных подразделений и частей. Основная их деятельность - это, так сказать, противовоздушная оборона на арктическом направлении. Отмечается, что поставленные задачи выполняются успешно и с высоким качеством. Судя по всему, северные просторы России имеют надежную стражу, стоящую на защите наших воздушных просторов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка