О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

АФАР: новое "зрение" современных истребителей

Боевые самолеты последнего поколения оснащаются самой современной технологией обнаружения противника - активной фазированной антенной решеткой или сокращенно АФАР

Боевые самолеты последнего поколения оснащаются самой современной технологией обнаружения противника - активной фазированной антенной решеткой или сокращенно АФАР. Первая в России бортовая радиолокационная станция с АФАР была разработана на предприятии КРЭТ, входящем в Госкорпорацию Ростех. Сегодня активная фазированная антенная решетка входит и в состав "Белки" - радиолокационной системы новейшего российского истребителя Су-57.

Как устроен и работает этот всевидящий "глаз" истребителя - расскажем простыми словами.

Фазированная антенная решетка: от пассивной к активной

Пассивная фазированная антенная решетка (ФАР) считается первым этапом на пути к АФАР. Кстати, впервые в мировой авиации пассивная ФАР была установлена на отечественном МиГ-31, в составе радиолокационной станции "Заслон".

Чтобы понять, как устроена и работает любая фазированная антенная решетка, нужно вспомнить принцип действия обычного радара. Описать его можно достаточно просто: радар вначале импульсами "зондирует" пространство, а потом "ожидает" отражений. Принятый отраженный импульс сообщает информацию о цели.

Для излучения и принятия сигналов, радару, конечно, нужна антенна. Для того чтобы расположить ее на борту самолета, придумали эргономичную плоскую антенну, за которой разместили приемник и передатчик.

Такой радиолокатор позволяет увидеть разные цели, только если антенну активно двигать. Образно этот процесс можно сравнить с фонариком: луч фонарика не может осветить какой-то крупный объект целиком, нужно "просканировать" его лучом. Антенна радара в отличие от фонарика тяжелая и двигается медленно. В этой ситуации пилот сможет удержать в "поле зрения" одну цель: одновременная атака нескольких целей становится проблематичной.

Эти сложности позволила решить современная электроника, идея разделения антенны на части и управления фазами сигналов.

Итак, плоская антенна разделяется на ячейки, образующие как бы решетку. В каждой ячейке - фазовращатель, который изменяет фазу электромагнитной волны на заданный угол. Затем сигналы из ячеек поступают на приемник. Это и есть основной принцип устройства и работы фазированной антенной решетки (ФАР).

Таким образом, антенная решетка с множеством фазовращателей, но с одним приемником и одним передатчиком, называется пассивной ФАР.

АФАР: зоркий "глаз" боевого самолета

Активная фазированная антенная решетка (АФАР) является следующим этапом в развитии бортовых радиолокационных систем.

В чем же главное отличие от пассивной ФАР? Каждая ячейка АФАР содержит свой собственный приемопередатчик. Их количество может превысить одну тысячу. То есть в АФАР каждый модуль решетки содержит фазовращатель, передатчик и приемник, обходясь без одного большого передатчика, как в радарах с пассивной ФАР.

Принцип работы АФАР образно описал Юрий Белый, гендиректор института НИИП им. Тихомирова, одного из ведущих разработчиков АФАР в России: "Если говорить об АФАР совсем просто, то надо понимать, что традиционный локатор - это отдельные антенна, приемник, передатчик, а в АФАР приемник с передатчиком и антенна "рассыпаются" на мелкие части, на модули. И множество этих модулей составляют АФАР. То есть каждая маленькая ячеечка, а их тысячи, содержит в себе и передатчик, и приемник. Раньше, если, например, вышел из строя передатчик, самолет становился "слепым". А тут поражены одна-две ячейки, даже десяток, а остальные тысячи продолжают работать".

Итак, тысячи модулей АФАР повышают надежность и эффективность антенны, а также появляется возможность работать на нескольких частотах сразу. Радиолокационные системы с АФАР способны одновременно решать несколько задач: поиск и обнаружение целей, параллельно с обзором пространства отстраиваться от помех, ставить помехи противнику и осуществлять картографию.

Кстати, первую в России бортовую радиолокационную станцию с АФАР создали в корпорации "Фазотрон-НИИР", входящем в состав КРЭТ.

"Умная обшивка" для истребителя Су-57

Антенны радиолокационной станции Н036 "Белка" для новейшего российского истребителя Су-57 также выполнены по технологии АФАР. Отметим, что наличие АФАР является одним из условных признаков истребителей пятого поколения.

По некоторым данным, в Н036 "Белка" используются множество технологий, отработанных на Н035 "Ирбис" - радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой разработки НИИП и Государственного Рязанского приборного завода (ГРПЗ), входящего в КРЭТ.

В прошлом году российские истребители пятого поколения Су-57 получили так называемую "умную обшивку". Антенны станции Н036 "Белка" размещаются не только в носу машины, но и распределены по поверхности самолета, всего шесть, но точная конфигурация пока не разглашается. Неизвестна пока и большая часть характеристик радиолокационной системы Су-57. Но разработчики уже заявили, что в ходе летных испытаний станция Н036 "Белка" подтвердила заявленные параметры.

По оценке экспертов, такая "умная прошивка" обеспечит пилотам российского истребителя пятого поколения новые возможности, в частности круговой обзор на сотни километров. Использование антенн, работающих в разных диапазонах, также признано эффективным ответом американским стелс-технологиям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка