О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка "летающих радаров"

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения нового поколения А-100, предназначенный для смены машин А-50 советской разработки, начал очередной этап летных испытаний

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения нового поколения А-100, предназначенный для смены машин А-50 советской разработки, начал очередной этап летных испытаний. Разработчики самолета и представители заказчика отметили возросшие возможности новой машины. "Известия" разбирались в состоянии проекта и перспективах нового "летающего радара".

Последний страж империи

Сирийская операция стала первой для отечественных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 продолжительной кампанией с момента распада СССР и оказалась непростым экзаменом. Работать приходилось не только по воздушным целям. Оборудование А-50 использовалось в том числе для разведки позиций противника на земле, в частности, в ходе операций в районе Алеппо и Пальмиры. Источники "Известий" в Вооруженных силах России отмечают, что во время выполнения некоторых заданий командования А-50 внесли существенный вклад в пополнение базы данных электронных сигналов - вскрывая частоты используемых противником систем связи, направления их работы и т. д.

А-50 с комплексом радиотехнического оборудования "Шмель" со своей задачей справился - применение борта позволяло российским и сирийским военным своевременно обнаружить даже скрытые позиции противника, оснащенные средствами связи и передачи данных, после чего по позициям сирийских боевиков наносились ракетно-бомбовые удары. При этом А-50 попутно задействовали не только для проведения крупных наступательных операций, но и для мониторинга надводной и воздушной обстановки в приграничных районах, что позволяло контролировать действия чужой авиации в прилегающих районах.

Радиолокационное оборудование А-50 позволяет обнаруживать и малозаметные цели, такие как крылатые ракеты на фоне земли.

Аппаратура непрерывно совершенствовалась, но даже с учетом нескольких программ модернизации А-50 в основе остается все еще советским самолетом разработки 1970-х годов. Именно для его замены создается модернизированный А-100 "Премьер" - самолет, использование которого позволит существенно расширить боевые возможности ВКС и вооруженных сил в целом.

Рубеж обороны

Еще в середине нулевых, когда было подписано и стало обретать первые практические очертания постановление о начале работ по перспективному комплексу ДРЛОиУ, среди главных задач было обозначено повышение быстродействия комплекса и его способности точно распознавать цели в сложных условиях. В этом отношении А-100 стал настоящим прорывом. Одной из наиболее сложных проблем, которые встали перед разработчиками систем радиотехнического контроля, стала разработка полностью оборудования, не просто сопряженного с антеннами, активными и пассивными датчиками, но и способного с высокой точностью и большой скоростью автоматически определять параметры излучения, исходящего от военной техники и объектов противника, и передавать эти данные войскам.

Самолет А-100 практически полностью повторяет облик самолета ДРЛО А-50, но его надфюзеляжная РЛС, а также активные и пассивные датчики машины "завязаны" на полностью цифровой вычислительный комплекс, что позволяет проводить сканирование местности на удалении до 650 км в два раза быстрее по сравнению с А-50. Такой комплекс, как отмечают источники "Известий" в ОПК, позволит значительно улучшить управление фронтовой и истребительной авиацией на поле боя. При этом максимальные скоростные параметры обнаруживаемых целей ограничиваются скоростью 3,3-3,5 тыс. км/ч.

Исходя из скоростных и других параметров цели БЦВМ сможет высчитывать не только точку встречи, но и проинформирует экипажи о типах воздушных судов и работе бортовых комплексов радиоэлектронной разведки", - отметил источник "Известий" в военной промышленности.

Новая волна

Как и комплексы ДРЛОиУ прошлого поколения, электроника "Премьера" будет работать в сантиметровом диапазоне. Вместе с тем его оборудование создано с учетом требований повышения способностей "летающих радаров" по обнаружению малозаметных целей. В частности, дальность обнаружения крылатых ракет должна возрасти с 200 до более 300 км.

За эти возможности, как отмечают источники "Известий" в ОПК, отвечает РЛС с активной фазированной антенной решеткой, выполненная на новой элементной базе. Совершенствование оборудования и программного обеспечения позволит значительно быстрее, лучше и качественнее решать и другие типовые задачи. Некоторые специалисты предполагают, что дальность обнаружения самолетов противника радаром А-100 может вплотную приблизиться к тысяче километров и даже превысить этот показатель.

Поставки А-100 в ВКС России должны начаться уже в 2020 году, однако с быстрым серийным производством могут возникнуть некоторые сложности. Учитывая постепенную модернизацию комплексов ДРЛОиУ А-50, текущая потребность ВКС РФ в новых самолетах радиолокационного дозора оценивается не менее чем в 20 единиц. С учетом возможного списания А-50 в следующие 10-12 лет потребность в А-100 оценивается в 30-35 самолетов, а в случае интереса к комплексам этого типа со стороны зарубежных заказчиков, к примеру, таких, как Индия, нагрузку на предприятия ВПК придется значительно увеличить.

В разговоре с корреспондентом "Известий" военный эксперт Юрий Лямин отметил, что необходимость замены А-50 и модернизированных А-50У может возникнуть заметно быстрее, чем ожидалось.

"Даже модернизированные А-50У сейчас нуждаются в замене. Если учесть, что ресурс самолетов этого типа будет скоро исчерпан, к замене авиапарка и серийному производству А-100 нужно готовиться уже сейчас", - отметил эксперт.

Пока неизвестно, как будет реализована программа создания А-100 с учетом объемов финансирования ГОЗ до 2027 года, однако в целях обеспечения нормального функционирования Сухопутных войск, истребительной, оперативно-тактической авиации и вооруженных сил в целом эксперты считают необходимым выделение работ над А-100 в список приоритетных проектов.

Темпы производства А-100 будут зависеть не только от возможностей поставщиков радиолокационного оборудования, но и от дальнейшего хода программы производства в России самолетов Ил-76МД-90А. Пока что на этой платформе, помимо собственно транспортных "семьдесят шестых", создается еще и "летающий танкер" Ил-78М-90А, и, собственно, "летающий радар". В дефиците находятся все три типа машин, и то, каким образом в итоге будут расставлены приоритеты, - возможно, самый интересный вопрос.

Проблема, однако, в том, что темпы производства самолетов Ил-76МД-90А на ульяновском "Авиастаре" пока далеки от желаемых - выполнение известного календарного плана, предусматривающего сдачу 36 серийных машин до конца 2022 года, ставится под сомнение.

По прогнозам специалистов, до 2027 года "Авиастар" в оптимистичном сценарии сможет сдать до 50 самолетов, включая сюда как военно-транспортные Ил-76МД-90А, так и конвертируемые транспортники/заправщики Ил-78М-90А. С учетом этого, а также немалой стоимости самих А-100 (по некоторым прогнозным оценкам серийные А-100 обойдутся бюджету не менее чем в 15 млрд рублей за единицу), количество серийных самолетов этого типа, которые будут построены в рамках ГПВ до 2027 года, вряд ли превысит десять....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка