О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Девау": от крыльев Кенигсберга до ржавых Ан-2

Новой России не нужен старый аэродром - и подобные примеры стали печальной традицией

Новой России не нужен старый аэродром - и подобные примеры стали печальной традицией.

Географическое положение Кенигсберга было выгодным изначально. Располагаясь на стыке Западной и Восточной Европы, город имел прямой выход к Балтийскому морю, развитые дорожную и водную сети. А вот преимущества воздушного сообщения жители столицы Восточной Пруссии смогли оценить только в XX веке, когда оно перестало считаться чем-то экзотическим.

Поначалу небо здешних краев бороздили многочисленные дирижабли и аэростаты, позже на смену им пришли гражданские самолеты.

Историческое отступление

К середине XVIII-XIX веков окрестности Кенигсберга представляли собой малозаселенные предместья с просторными полями и пашнями. Но время шло, город рос и активно расширял свои границы. Его недавние пригороды быстро становились новыми районами. Не стало исключением и северо-восточное направление. В начале XIX века тут компактно расположились два исторических городских района: Кальтхоф и Девау.

Кальтхоф основали во времена Тевтонского ордена как хозяйственный двор комтура (минимальная административная единица в составе рыцарского ордена). Его основной задачей в те времена, было снабжение продовольствием замка Кенигсберг.

К концу XIX столетия территория района активно прирастала военными объектами: здесь построили казармы саперного батальона князя Радзивилла, а с 1893 года - Замландского саперного батальона. Немалая часть пространств была отдана под строевой плац, стрельбища, радиостанцию и учебный полигон. В итоге, Кальтхоф простирался от Королевских ворот в сторону обводного вального кольца Кенигсберга. На востоке с ним соседствовал аэродром "Девау", а на западе - городской ипподром.

Поместье Девау (в переводе с прусского - "Бог") изначально было загородным имением королевской четы, впоследствии переданным ей Кенигсбергу. Обширные угодья Девау часто использовались для армейских сборов и парадов. В 1717 году прусский король Фридрих Вильгельм I повелевает обустроить на одном из просторных участков полигон, известный как плац Девау. Именно тут позже появятся первый европейский аэропорт и стационарная авиационная метеослужба. Здесь распахнутся воздушные ворота Кенигсберга.

Один из первых

Согласно Версальскому мирному договору, военная авиация в Германии была запрещена. Немецкие военные летчики стали гражданскими пилотами. Наступили времена пассажирских авиаперевозок.

Тогда же о Кенигсберге узнали и за пределами страны: 11 ноября 1919 года с полосы в "Девау" в небо поднялось первое гражданское судно, взявшее курс на Берлин. Однако то был пробный полет, ведь аэропорт пока был закрытой авиабазой Кенигсберг-Девау. К слову, в 1921 году на территории начала работать первая в мире стационарная авиационная метеослужба.

"Девау" расположился на пересечении двух кенигсбергских улиц: Am Flughafen (ныне Молодой Гвардии) и Hünefeldstraße (ныне Пригородная). Он состоял из главного комплекса - с залом ожидания и целого ряда вспомогательных строений. Его инфраструктура не имела аналогов, а сам аэропорт считался одним из лучших.

С привычной помпезностью создатели подошли и к вопросу церемониальному: для водружения флага Пруссии в честь проходивших тут торжественных событий на крыше установили флагшток.

Официальной датой рождения аэродрома считается 8 ноября 1922 года, когда в Кенигсберге торжественно открылся первый в Европе и один из первых в мире гражданский аэропортовый комплекс "Девау", построенный по проекту известного архитектора Ганса Хоппа. Этому событию активно поспособствовало знаменитое Русско-Германское общество воздушных сообщений "Дерулюфт".

Но еще 30 апреля 1922 года отсюда стартовал самолет по маршруту Кенигсберг - Москва с посадками в Ковно и Смоленске. Управлял им немецкий пилот Э. Юст. Так, еще до создания собственной гражданской авиации, в России возникла первая регулярная международная авиалиния.

В 1930-е годы аэропорт реконструировали: здание стало более функциональным, его возможности привели в соответствие с веяниями времени.

На крыше третьего этажа установили ветроуказатель и ограничители высоты пролета над сооружением. Внутри разместились стойка регистрации пассажиров, зал ожидания, ресторан, багажное отделение и комнаты отдыха.

В конце 1926 года в связи с некоторыми разногласиями "Девау" расторг договор с фирмой "Дерулюфт". Аэропорт навсегда прервал воздушное сообщение с СССР.

В 1922 году самолеты Девау налетали около полумиллиона километров. В 1934-м - уже более двух миллионов. Последний пассажирский рейс отсюда был зафиксирован 27 января 1945 года, когда Кенигсберг уже находился в осаде.

Интересные факты

3 мая 1922 года состоялся первый полет самолета "Дерулюфт" из Москвы в Кенигсберг под управлением русского летчика И. Воедило. С этого момента полеты на этом направлении выполнялись два раза в неделю в обоих направлениях, расстояние около 1200 километров преодолевалось за 8 часов 45 минут.

10 мая 1922 года. Одним из первых пассажиров авиалинии стал поэт Сергей Есенин, который вместе с Айседорой Дункан отбыл из Москвы в Кенигсберг.

3 июля 1923 года. Среди пассажиров одного из рейсов - поэт Владимир Маяковский. Под впечатлением от этого полета советский трибун написал стихотворение "Москва - Кенигсберг".

8 октября 1924 года - первая катастрофа. Самолет Фоккер F.III из-за тумана на пути из Москвы в Кенигсберг потерпел крушение. Погиб немецкий пилот О. Штегер.

15 июля 1927 года. Открыт первый почтовый авиарейс Кенигсберг - Москва через Ригу, этом году перевезено самое большое количество почты в Европе.

Послевоенная судьба

В дни бомбардировок Кенигсберга в августе 1944 года и штурма города в апреле 1945-го, здание аэропорта едва не стерли с лица земли. Неудивительно, ведь он являлся стратегическим объектом. Сильно пострадали взлетная полоса, четырехэтажное здание метеорологической службы, (сегодня от него осталась только половина), уцелел лишь один ангар.

После войны немецкие военнопленные и советские рабочие в кратчайшие сроки восстановили комплекс, и уже калининградское авиапредприятие отправляло воздушные суда - в основном, в города Прибалтики.

Впрочем, в 70-е данное авиасообщение упразднили. Другими направлениями работы аэропорта в советские годы стали транспортные перевозки, содействие в сельскохозяйственных мероприятиях, участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.

В начале 1960-х, в СССР началось внедрение турбовинтовых самолетов Ан-10 взамен поршневых. Аэродром "Девау" оказался непригодным для приема новых машин и уступил свое место новому аэропорту "Храброво".

В 1986 году на базе "Девау" был организован аэроклуб ДОСААФ. Но 90-е для аэродрома стали критическими. Он практически не использовался по прямому назначению, аэроклуб резко сократил число парашютных прыжков. Чтобы выжить, пришлось сдавать часть территории и помещений.

Из-за хронического недофинансирования последний авиаполет состоялся здесь в 2012 году. Весь парк АН-2 давно выработал свой ресурс и ржавеет под открытым небом. В конце 2000-х неподалеку началось незаконное строительство частных жилых домов, позже их снесли. Сегодня под боком возник новый массив многоэтажек, что осложняет использование взлетки. Последний раз колеса самолета касались ее в 2012 году...

Послесловие

В 2019 году "Девау" отметит 100 лет со дня создания. Однако нынешнее плачевное состояние аэродрома вряд ли можно назвать достойным его славной истории. Расправит ли он опять свои гордые крылья? Взметнутся ли над ним как в былые времена стальные птицы?

Возможно. А первой ласточкой может стать масштабный праздник с участием сотни самолетов малой авиации из России и других стран. Будем надеяться, что это станет отправной точкой в возрождении того самого "Девау"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец - Калининград». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка