О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Цены на взлеты

Убытки российских авиакомпаний могут дорого стоить пассажирам. Пока в правительстве решают, стоит или не стоит поддерживать отрасль и как именно это сделать, эксперты предупреждают: только лишь подорожанием авиабилетов дело может не ограничиться

Убытки российских авиакомпаний могут дорого стоить пассажирам. Пока в правительстве решают, стоит или не стоит поддерживать отрасль и как именно это сделать, эксперты предупреждают: только лишь подорожанием авиабилетов дело может не ограничиться. Не исключено, что уже в этом году мы услышим об очередных банкротствах авиаперевозчиков.

О рекордных убытках российских авиаперевозчиков на прошлой неделе заявил глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. "У нас пока нет полных отчетных данных, но есть цифры, которые выводят нас, глядя на отчетность по РСБУ, на достаточно печальную картину. Получив убыток за 10 месяцев и входя в традиционно убыточный четвертый квартал, мы, авиакомпании, не сумели нарастить так называемую финансовую прокладку. В результате мы пришли к тому, что ожидаемый убыток по отрасли за 2018 год будет в районе 70 млн рублей. Такого у нас еще не было", - отметил Тасун.

Эксперты не исключают, что в этом году на рынке можно ожидать очередных банкротств. Версия эта не выглядит так уж фантастично, если учесть, что, например, компания Utair в конце прошлого года уже допустила дефолт перед банками-кредиторами. В результате банкиры решили не списывать средства со счетов авиакомпании, поскольку в Utair пообещали закрыть часть долга в ближайшие несколько месяцев. Однако удастся ли это сделать - еще большой вопрос.

Дело в том, что основная причина убытков авиакомпаний - взрывной рост цен на топливо. Так, по подсчетам АЭВТ, только в 2018 году затраты авиакомпаний на топливо выросли более чем на 41%. Кстати, частично эти затраты авиаторы уже начали перекладывать на пассажиров. В частности, в прошлом году крупнейший отечественный перевозчик - "Аэрофлот" дважды повышал топливные сборы на внутренних рейсах. Первый раз - 26 июля 2018 года: на 200-400 рублей выросли сборы у самого "Аэрофлота" и его "дочки" - компании "Россия". Второй раз повышение прошло в конце ноября и составило еще 200 рублей. Такую ценовую политику в компании объяснили "экстремальным" ростом стоимости авиакеросина.

Напомним, что при этом власти в течение всего прошлого года фактически безуспешно вели диалог с нефтяниками, пытаясь обуздать рост цен на топливо. Авиаперевозчикам, однако, никаких преференций от государства в связи с ростом цен предложено не было. Минтранс предложил было выделить единовременную компенсацию в размере 22 млрд рублей, однако это так и осталось на уровне предложения. В АЭВТ выступили с идеей увеличения налогового вычета из акциза на топливо, а в декабре даже направили обращение президенту Владимиру Путину с просьбой предоставить отрасли господдержку.

Но до сих пор дальше разговоров и обещаний дело не пошло. Не исключено, что по факту в очередной раз все возрастающие расходы будут переложены на потребителей. В этой связи показателен пример с банкротством авиакомпании "Трансаэро", случившимся несколько лет назад. Напомним, что маршрутную сеть "Трансаэро" фактически получил себе "Аэрофлот", таким образом укрепивший свои и без того прочные позиции на рынке. При этом на многих внутренних маршрутах "Аэрофлот" оказался фактическим монополистом, что, как нетрудно догадаться, сказалось и на ценовой политике компании.

По прогнозам экспертов, нынешние тенденции на рынке авиаперевозок могут привести как минимум к 10-процентному подорожанию авиабилетов. Это в лучшем случае. Если же некоторым игрокам все-таки придется уйти с рынка, это только упрочит позиции сегодняшних лидеров, сделав их фактическими монополистами. Тогда подорожание билетов на 10% покажется детской шалостью.

Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров России:

- Уход с рынка крупных авиакомпаний возможен. На нашей памяти и крупные, и средние компании уходили, мы это помним. Можно ожидать, что цены на билеты поднимутся, и они точно поднимутся к лету. Сейчас еще низкий сезон, когда самолеты летают незагруженными и тарифы низкие. Я думаю, что стоит ожидать роста цен на 5-10% по сравнению с летом прошлого года. Хотелось бы избежать сговора авиакомпаний, в результате которого они стали бы все вместе повышать тарифы. Вот это был бы самый плохой сценарий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Версия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка