О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Под крылом самолета. Когда тревога превращается в аэрофобию

Десятая часть граждан развитых стран испытывает сильнейшие страхи, связанные с авиаперелетами. Это называют аэрофобией и лечат терапевтическими методами

Десятая часть граждан развитых стран испытывает сильнейшие страхи, связанные с авиаперелетами. Это называют аэрофобией и лечат терапевтическими методами. О том, где граница между естественным волнением в дальнем путешествии и патологическим состоянием, а также о том, какая тут может быть профилактика, - в материале РИА Новости.

Потеря контроля

По статистике, почти 85 процентам авиапассажиров в самолете не по себе. И это нормально. Человек не может не опасаться непривычных внешних условий, которые он не в состоянии контролировать. Неприятно быть запертым в алюминиевой капсуле на высоте десять тысяч метров, когда за бортом минус пятьдесят пять и разреженная атмосфера.

Примерно у десяти процентов страх полета столь силен, что приводит к существенному снижению качества жизни. В таком случае говорят об аэрофобии.

Этому недугу подвержены представители обоих полов старше двадцати лет. Хотя аэрофобия известна с середины прошлого века - когда авиаперевозки стали массовыми, до сих пор не вполне ясно, как возникает это состояние и кто оказывается в группе риска.

Алкоголь против аэрофобии

При аэрофобии человек испытывает целый комплекс страхов, которые начинаются еще до посадки, в зале ожидания. Люди боятся замкнутого пространства, дискомфорта, плохого обслуживания на борту, некачественной еды, назойливых пассажиров, дебоширов, кричащих детей, потери багажа, задержки рейса, захвата самолета террористами и даже вреда экологии из-за работы двигателей.

Самый сильный страх, вплоть до панической атаки, возникает на борту, если самолет проходит зону турбулентности. Или же - в плохую погоду. У человека учащается сердцебиение, затруднено дыхание, выступает пот.

Зная о своих страхах, некоторые отказываются летать либо сводят число авиаперелетов к минимуму. Кто-то пытается отвлечься от мыслей о самолете, принимает успокоительные таблетки, употребляет алкоголь. Эти суррогатные методы не способны противостоять аэрофобии.

У страха глаза велики

Ученые из Лейденского университета (Нидерланды) отмечают, что страдающие аэрофобией выбирают типичную стратегию подавления страхов - сознательно избегают неприятных мыслей, ситуаций, где это состояние может возникнуть. Однако все это контрпродуктивно, считают исследователи. К такому выводу они пришли, наблюдая за участниками стандартного курса по избавлению от аэрофобии.

Австралийские ученые уточняют, что аэрофобии присущ высокий уровень тревоги, несоразмерный реальной опасности полета. Человек завышает вероятность негативного сценария. Непосредственно же страх рождается в ответ на какой-то раздражитель: вид самолета, болтанка при турбулентности, плохая погода за бортом. Но почему аэрофобия закрепляется и чем поддерживается, пока не совсем ясно.

Специалисты из Швейцарии и Германии проанализировали много научных материалов по аэрофобии в попытке понять, как же она возникает, - результаты оказались противоречивыми. Поставили эксперимент: наблюдали за двумя группами пассажиров, одна страдала аэрофобией, вторая - нет. И не нашли существенных различий - обе группы одинаково испытывали различные страхи в полете.

Авторы работы предположили, что тревога у некоторых людей усиливается и перерастает в фобию из-за того, что накладываются другие стрессовые жизненные ситуации. Сильно действуют сообщения об авиапроисшествиях в СМИ. После крушений всегда увеличивается число отказывающихся от полетов.

Авиация - самый безопасный вид транспорта, не устают повторять исследователи. Самолеты позволяют путешествовать быстро, комфортно. Это подчас единственная возможность попасть в труднодоступные районы или доставить скоропортящиеся грузы. Развитие технологий сделало авиацию более экологичной.

Для устранения аэрофобии разработано множество методик. Самой эффективной считают когнитивно-поведенческую психотерапию. По разным оценкам, лечение помогает в 67-96 процентах случаев.

В последние годы хорошо себя зарекомендовали онлайн-программы и компьютерные симуляторы. Причем заниматься на них можно как под наблюдением врача, так и самостоятельно....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка