О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Открытое небо Забайкалья

Новость, появившаяся на лентах информагенств 22 февраля, сразу же приобрела некий оттенок сенсационности - над Читой пролетел разведывательный самолет США

Новость, появившаяся на лентах информагенств 22 февраля, сразу же приобрела некий оттенок сенсационности - над Читой пролетел разведывательный самолет США.

В действительности ничего запредельного не произошло. Заранее согласованный с российской стороной полет самолета-разведчика проходил в рамках международного договора по открытому небу, в рамках которого наша авиация точно также осуществляет облеты территории США.

Однако, учитывая необычность произошедшего (американские разведчики к нам прилетают не часто) и определенный общественный резонанс, "ЗР" решил подробно разобраться в деталях этого полета.

Высота 10363

Первым о полете над Забайкальем американского самолета-разведчика ОС-135В сообщил в своем "Твиттере" авиационный мониторинговый портал PlaneRadar.ru. На снимке видно, что воздушное судно с номером 61-2670 прошло на высоте 10363 метра над Читой, Ивано-Арахлейскими озерами, а потом ушло в направлении Бурятии и Байкала.

Комментариев российского и американского оборонных ведомств долго ждать не пришлось. "Полет был осуществлен по согласованному маршруту. Строгое соблюдение согласованных параметров и применения предусмотренной договором (по открытом небу - авт.) аппаратуры наблюдения на борту самолета во время полета осуществляли российские специалисты. Самолет и установленная на нем аппаратура наблюдения - аэрофотоаппараты - прошли международное освидетельствование, в котором приняли участие и российские специалисты, что исключает использование технических средств, не предусмотренных договором", - говорилось в официальном комментарии минобороны России.

Представитель Пентагона заявил, что наблюдательный полет над Россией Штаты провели впервые с 2017 года.

Оба министерства обороны не стали скрывать, что полеты разведывательной авиации США над Россией продолжались с 18 по 23 февраля, а пролетевший над Читой ОС-135Б вылетел с аэродрома в Хабаровске.

Цель - ракеты под Читой?

Известный российский военный эксперт полковник запаса Виктор Мураховский убежден, что Забайкалье в качестве цели для полета самолета-разведчика была выбрана не случайно. Он убежден, что США могли провести разведывательный полет недалеко от Читы для того, чтобы получить информацию о ракетной бригаде, которая, по их информации, перевооружается на ракету 9М729. Своими мыслями эксперт поделился с РИА "Новости".

- В Забайкалье развернут развернута войсковая армия. Ракетная бригада этой армии перевооружается на новейшую модификацию комплекса "Искандер-М", который с ракетой 9М729. Я думаю, что одним из пунктов их интереса могла быть как раз такая ракетная бригада, - говорит Мураховский.

Как можно судить по открытым источникам, речь идет о 3-й ракетной бригаде 29-й армии, сформированной в 2017 году и расположенной в поселке Дровяная Улетовского района. На ее вооружение действительно прямо с завода поступили новые ракетные комплексы "Искандер".

Военный эксперт Мураховский уточнил, что в России официально не объявляли о перевооружении бригады на новый тип ракет: "Это представители США сами так считают, официально мы об этом не объявляли".

Так вот ты, какой ОС-135?

Минобороны России отдельно акцентировало внимание, что разведывательный самолет OC-135B относится к классу самолетов, не предназначен для применения какого-либо оружия. Самолет и установленная на нем аппаратура наблюдения (аэрофотоаппараты) прошли международное освидетельствование, в котором приняли участие и российские специалисты.

Установленные камеры включают в себя одну вертикальную камеру, два установленных под углом кадровых фотоаппарата KS-87 для фотосъемок на высоте 914 метров и одну подвижную камеру KA-91 для съемок с высоты 10670 метров. Данные сортируются и храниться прямо на борту с помощью автоматизированной системы DARMS. Экипаж ОС-135В составляет 38 человек.

Самолет оптической разведки ОС-135В выпущен весьма ограниченной серией. Таких машин у США всего две.

Оба самолета были выпущены в 1962 году в варианте транспортных Boeing С-135B Stratolifter (военное обозначение самолета Boeing 707), а в 1965 году были переоборудованы в самолеты разведки погоды WC-135B. После 1993 года они были доработаны в модификацию ОС-135В и начали эксплуатироваться в новом качестве с 1996 года. Модернизация воздушных разведчиков запланирована на 2020 год, замена - не ранее 2040 года.

Самолеты входят в состав 45-й разведывательной эскадрильи 55-го крыла, базирующейся на авиабазе Оффут в штате Небраска. Кстати, ОС расшифровывается как Open Skies (Открытое небо).

Необычайные приключения янки в читинском аэропорту

В силу преклонного возраста самолетов ОС-135В на их борту часто случаются разного рода нештатные ситуации. В результате одной из них, 30 октября 2013 года разведчик, также совершающий плановый полет над территорией России, был вынужден запросить посадки в читинском аэропорту. Самолет пробыл там три дня. Экипаж - около 20 человек в военной форме - в город тогда не выпустили, американцы ночевали на борту самолета и в международном зале читинского аэропорта. И дело тут совсем не в отсутствии гостеприимства. Просто по условиям договора по открытому небу американцы могут пройти пограничный контроль покинуть самолет только в аэропортах городов Улан-Удэ и Кубинка Московской области для прохождения процедуры пограничного контроля при въезде на территорию России и выезде из страны.

В Чите иностранцы провели две ночи. За это время экипаж самостоятельно устранил все неполадки и дозаправил самолет. Американская сторона тогда очень оперативно оплатила счета за ГСМ и аэропортовские сборы.

Предмет договора - небо

Договор по открытому небу (ДОН) был подписан в 1992 году и начал действовать с 2002 года. Он позволяет государствам-членам открыто собирать информацию о вооруженных силах и мероприятиях друг друга. В договоре участвуют большинство стран НАТО, Россия, Белоруссия, Украина, Грузия, Босния и Герцеговина, а также нейтральные Швеция и Финляндия. Как правило, полеты России и стран НАТО проходят на взаимной основе. Общее количество подписантов - 34 государства. Россия ратифицировала договор в мае 2001 года.

Впервые договор об открытом небе впервые был предложен президентом США Дуайтом Эйзенхауэром советскому лидеру Никите Хрущеву на Женевской конференции 1955 года, но советская сторона предпочла отклонить договор. К идее договора вернулись в мае 1989 года и смогли довести до конца лишь тремя годами позже.

Государства-участники договора могут задействовать следующую аппаратуру наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени (разрешение на местности не выше 30 см), радиолокационные станции бокового обзора и инфракрасные устройства формирования изображения (разрешение не выше 50 см).

Полеты российской стороны над территориями США и Канады выполняются на существующем в единственном экземпляре самолете Ту-154М-ЛК1 (самолет-лаборатория). Для инспекций в Европе используется Ан-30Б. Обе машины постоянно базируются в Подмосковье.

Интернациональное небо Забайкалья

Интенсивность воздушного движения над территорией Забайкалья, естественно, не столь высока, как в сопредельных районах Китая или европейской части России. Однако, и в нашем небе бывает оживленно. Помимо российских авиакомпаний, чьи рейсы, как идут в Читу, так и проходят мимо Забайкалья транзитом, в нашем небе проходят маршруты около 20 иностранных авиакомпаний. Речь в частности идет о таких столпах авиационной отрасли, как Finair, Lufthansa, Korean Air, United airlines, Air China, Asiana airlines и других. Рейсы, пролегающие над территорией Забайкальского края, соединяют Юго-Восточную Азию (Китай, Сингапур, Корею и Японию) с городам Европы и США: Прагой, Лондоном, Хельсинки, Дюссельдорфом, Лондоном, Парижем, Нью-Йорком, Чикаго, Атлантой и другими....
Авторские права на данный материал принадлежат «Забайкальский рабочий». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка