Автор: Владимир Сосницкий, Юлия Козак
Опубликовано: 06.03.2019, 08:20
 

Летный позывной - "Маэстро"


[image]

Имя легендарного летчика Виталия Попкова, ставшего прообразом одного из героев фильма "В бой идут одни "старики", золотыми буквами вписано в летопись ГОМУ, где гордятся наследием, оставленным фронтовиками.

Из сержантского выпуска Чугуевской военной школы пилотов 1941 года 59 стали Героями Советского Союза, 8 - дважды Героями Советского Союза, а Иван Кожедуб был отмечен тремя "Золотыми Звездами". Один из асов того выпуска гвардии капитан Виталий Попков в строю Героев прошел по Красной площади на Параде Победы 24 июня 1945-го, а через три дня был удостоен второй "Золотой Звезды". И даже в ряду своих легендарных однокашников этот человек выделяется гранями своего самобытного характера и высочайшего профессионализма, в котором на заре становления так нуждалось создаваемое Главное организационно-мобилизационное управление. Свой след Виталий Иванович оставил и в его летописи. Как выпускнику академии Генштаба 1964 года, которую он, кстати, окончил с золотой медалью, ему было доверено возглавить отдел Организационного управления ГОМУ Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.

Генерал-полковник авиации Виталий Попков - почетный гражданин тринадцати городов мира, заслуженный летчик СССР, доктор технических наук, академик, и все это лишь малая часть регалий легендарного аса, за которыми жизнь неординарного человека. Его фронтовой путь от сержанта до капитана - это 475 боевых вылетов, 117 воздушных боев, 41 лично сбитый вражеский самолет. Его подвиг при жизни отмечен памятником в центре Москвы и увековечен фамилией на памятной плите Пентагона в числе лучших летчиков антигитлеровской коалиции. А еще его жизнелюбие и замечательные командирские качества запечатлены в любимом нашим народом фильме Леонида Быкова "В бой идут одни "старики", в котором замечательный ас Виталий Попков стал одним из прототипов двух главных героев: лейтенанта Александрова - "Кузнечика" и "Маэстро" - капитана Титаренко. Кстати, песню "Смуглянка" Попков всегда пел на встречах со своими однополчанами. К слову, у истребительной эскадрильи под его командованием было два названия - "геройская" и "поющая".

Призвание - летчик-истребитель

По его личному признанию, Виталий Иванович мог стать только летчиком и никем, кроме летчика. Оно и понятно, если уже в десять лет он запустил в полет первую сделанную своими руками авиамодель, а в пятнадцать - поднялся в небо на собранном вместе с друзьями самом настоящем планере.

Почти все чугуевские выпускники 1941 года войну встретили в боевых полках. А сержанту Попкову не повезло: как обладателя отличных оценок по пилотированию, его оставили летчиком-инструктором в авиашколе. Естественно, Виталий забросал командование рапортами об отправке на фронт. В октябре 1941 года добился своего - получил назначение в 128-й ближнеразведывательный полк. Летать пришлось на скоростном пикирующем бомбардировщике Пе-2, что летчика-истребителя, неплохо освоившего И-16, не устраивало. И когда на аэродром разведчиков присоседился 5-й гвардейский истребительный авиаполк, душа юного пилота рванулась к его ЛаГГам. Замкомандира полка майор Василий Зайцев взял Виталия Попкова в пробный полет парой. Во втором полете они встретились с немецкими "бомберами" - звеном "ДО-217". Попков расстрелял весь боезапас, как он вспоминал, то ли от волнения, то ли от страха. Один "Дордье" загорелся и рухнул. Зайцев, осматривая потом пробоины в самолете, на котором летал Попков, заметил: "Подставился под пулеметы ты зря, но толк из тебя выйдет". Боевой счет был открыт самолетом, сбитым в группе. Хотя много лет спустя Виталий Иванович высказал предположение, что Зайцев "бомбера" поджег сам, а разделил победу, чтобы прибавить боевого задора молодому летчику. А вот в мае 1945 комполка Василий Зайцев распорядился не зачислять на боевой счет капитана Попкова протараненный на спор немецкий бомбардировщик, назвав это хулиганской выходкой. Таким справедливым был командир.

Став истребителем, Виталий Попков попал в звено своего ровесника, но к тому времени уже Героя Советского Союза капитана Ивана Лавейкина, который, как и показано в знаменитом фильме, берег молодых пилотов в бою, но не жалел в учебе. Памятуя об опыте полетов на разведку, сержанту Попкову выделили самолет с фотокамерой, сосредоточив его внимание на съемке наземных войск фашистов. Там же, в Ржевском сражении, он сбил свой первый истребитель врага. Потом был и сам подбит, прикрывая машину командира эскадрильи. Чудом выживший под куполом обгоревшего парашюта, с тяжкими ожогами лица и рук, он выбрался к своим. Уже в госпитале узнал о первой награде - ордене Ленина. "За два сбитых фашиста это было многовато, - вспоминал тот эпизод Виталий Иванович. - Но командир полка потом объяснил, что эта награда - в большей степени за фотоснимки, которые очень помогли нашим наземным войскам".

"Старикам" было по 20

Уже через полгода боев сержант Попков в свои 20 лет стал тем самым истребителем - "стариком", который в числе первых шел в бой. Он разработал свою тактику ведения воздушного боя, используя заход против солнца с вертикали. Передавал эти знания и подчиненным, когда был назначен старшим летчиком, командиром звена, чуть позже - заместителем, а потом и командиром эскадрильи.

Во фронтовой биографии летчика Попкова множество эпизодов, восходящих на уровень яркого ратного подвига. Август 1942 года. В сталинградском небе молодой пилот в жестоком бою сбивает известного аса люфтваффе Германа Графа, который потом в плену станет убежденным антифашистом. В июле 1943 года на новом Ла-5НФ Попков сбил подряд 2 истребителя новой модификации - Ме-109G-2. На Курской дуге, израсходовав в воздушном бою боезапас, он вышел на радиочастоту наземного командования и стал корректировать огонь артиллерии по скоплению немецких танков. Кстати, редкий случай в нашей авиации, когда старший сержант командовал эскадрильей, имея в своем подчинении офицеров даже в капитанском звании. Только в марте 1943 года ему присвоили звание младшего лейтенанта, а в июле - уже лейтенанта. В небе над Орлом командир эскадрильи Виталий Попков со своими летчиками в одном воздушном бою уничтожил 10 вражеских самолетов, записав 2 из них на свой личный счет.

Героический коллективизм

- Вообще у нас в полку летчика ценили не столько по числу сбитых самолетов, сколько по количеству сохраненных бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков, которых мы сопровождали, - рассказывал Виталий Иванович.- У нас ценилось не то, чтобы выделяться асом-одиночкой, на которого остальные работают, а чтобы все пилоты эскадрильи были на равных, а лучшие должны были подтягивать до своего уровня остальных.

Поэтому, наверное, в эскадрилье гвардии капитана Попкова к Дню Победы из 14 летчиков 10 стали Героями Советского Союза. А еще его эскадрилья была самым музыкальным подразделением фронтовых ВВС. Шефом эскадрильи стал Леонид Утесов, который подарил летчикам два самолета с надписью на борту "Веселые ребята", а к ним - четыре десятка пластинок со своими песнями, по которым поющая эскадрилья формировала себе репертуар. Тогда же и летный позывной комэска "Ландыш" сменили на "Маэстро". В огромной популярности самодеятельного "авиаджаза", несомненно, отразилась и жизнерадостность молодого комэска, которая сохранилась в нем до преклонных лет.

"Тихий и скромный на земле, тов. Попков со всей ненавистью и упорством сражается в воздухе, громит фашистских захватчиков и всегда выходит победителем из самых трудных воздушных схваток", - эти строки из боевой характеристики молодого комэска очень точно раскрывает его душевный склад.

Виталий Попков прошел фронтовой путь от Москвы до Берлина, сражался в небе над Ржевом, в районе Сталинграда, на Донбассе и Курской дуге, участвовал в боях на днепровских рубежах, освобождал Польшу, Югославию, Чехословакию, брал Румынию, Венгрию и Австрию, принимал участие в Берлинской операции. А Победу встретил в небе над Прагой.

В год 60-летия Победы Виталий Иванович Попков в свои 83 года поднял в небо спортивный самолет, посвятив этот полет памяти однополчан.

Опыт жизни и уроки истории

Была в биографии военного летчика Виталия Попкова и 50-х годов прошлого столетия в небе Кореи он лично сбил 4 самолета противника, хотя и находился там в должности заместителя командира авиадивизии. А еще в ту боевую пору он в составе звена истребителей принудил к посадке американскую "летающую крепость" Б-29 с секретной аппаратурой на борту. По инициативе полковника Попкова тогда же в дивизии был заменен авиапарк реактивных МиГов на машины с более мощными "движками", что заметно повысило результативность боевой работы "китайских добровольцев" со славянскими фамилиями.

Служил Виталий Иванович Попков и командиром истребительной авиадивизии ВМФ, заместителем командующего авиацией Балтийского флота. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию, в 1964 году - Военную академию Генерального штаба, после чего был назначен начальником отдела в создаваемой из разрозненных управлений новой единой структуре - ГОМУ Генштаба СССР. Здесь его богатый боевой опыт и знание, что называется, структуры изнутри были очень востребованы. Стоит отметить, что в то время в ГОМУ тщательно оценивали мобилизационные ресурсы, базу мобразвертывания войск и всю систему управления этим процессом. Параллельно происходили существенные изменения в организационном строительстве и перевооружении войск, которые коснулись артиллерии, авиации, войск ПВО страны и флота. На отдел, возглавляемый в те времена генерал-майором Виталием Попковым, легли задачи по совершенствованию структуры соединений и воинских частей Военно-воздушных сил с учетом поступления в войска новых образцов вооружения и военной техники.

После ГОМУ он продолжил службу в Главной инспекции Министерства обороны. С 1980 года в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского Попков ведет преподавательскую работу, совмещая ее с должностью начальника спецфакультета. Там же опытный летчик вел и научно-исследовательскую работу, защитил докторскую диссертацию, стал профессором. В 1989 году, выйдя в отставку, он с головой окунулся в общественную работу. С особой сердечностью контактировал с молодежью, считая своим вторым призванием настраивать молодых людей на практический патриотизм.

22 июня 2005 года, уже передвигаясь на костылях, Виталий Иванович совершил свой последний полет на спортивном самолете, посвятив его памяти однополчан. Запали в душу очень актуальные и поныне слова, произнесенные им в тот день: "Уходят те, кто прошел дорогами войны, дорогами тяжелых испытаний. Остаются результаты их труда, песни и книги о них - вдохновенные и прекрасные, остается все, что сохраняет наша память. Вместе с тем остаются еще громадный нравственный потенциал, опыт жизни и уроки истории. И уже молодым поколениям предстоит постичь эти уроки и осмыслить их. И если кто-то решит воздать нам не славу, а хулу, пусть помнят об одном: мы жили и умирали во имя Родины".

"Будем жить!" - эти последние слова одного из героев бессмертного фильма Леонида Быкова, направившего свой горящий самолет на врага, венчают надгробный памятник замечательного человека и знаменитого аса Виталия Ивановича Попкова на Новодевичьем кладбище. Они поднимают его к высотам памяти поколений и как реального героя войны, командира поющей эскадрильи, и как прообраз ставшего классикой кинематографа капитана Титаренко.

 

Дайджест прессы за 6 марта 2019 года | Дайджест публикаций за 6 марта 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости