О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мы гордимся нашими летчиками!

Об особенностях подготовки военных летчиков и специфике службы молодых пилотов рассказывает заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами России генерал-лейтенант Сергей Дронов

В ВКС России созданы все необходимые условия для высококачественного обучения молодых специалистов и их дальнейшего профессионального роста.

Об особенностях подготовки военных летчиков, специфике службы молодых пилотов, а также грамотно используемой ими современной авиационной технике в насыщенной боевой учебе нашей военной авиации "Красной звезде" рассказывает заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами России генерал-лейтенант Сергей Дронов.

- Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, об особенностях подготовки летного и инженерно-технического состава в профильных учебных заведениях Министерства обороны РФ. В каком состоянии находится учебно-материальная база этих вузов? Какой налет имеют выпускники - молодые лейтенанты?

- Крупнейшим учебным заведением Министерства обороны РФ, которое готовит квалифицированные офицерские кадры для Воздушно-космических сил, других видов и родов войск Вооруженных Сил, министерств и ведомств, а также более 40 иностранных государств, сегодня является Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (ВУНЦ ВВС "ВВА").

Академия обладает самой современной учебно-материальной базой. Это новейшие специализированные классы и лаборатории, тренажерные и спортивные комплексы, учебный аэродром, где представлены самолеты и вертолеты, стоящие на вооружении Воздушно-космических сил. На них и проходит обучение личный состав вуза.

С 2013 года в академию, как и в другие вузы Воздушно-космических сил, осуществляется полноценный набор курсантов. Благодаря этому мы с прошлого года получаем необходимое количество высококлассных специалистов для авиационных частей ВКС.

Что касается специалистов инженерно-авиационной службы, то в ходе учебного процесса они осваивают все современные методы диагностирования авиационной техники, в том числе оптические и лазерные (для контроля бортового радиоэлектронного оборудования воздушных судов), ультразвуковые и рентгеновские (для контроля нагруженных элементов конструкций планера).

Выпускники академии назначаются на штатные офицерские должности в авиационные части Воздушно-космических сил. И стоит отметить, что ежегодно от командиров частей, куда назначались лейтенанты для прохождения службы, поступают сотни отзывов с положительными характеристиками на молодых офицеров.

Это же характерно и для нашего летного вуза - Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени А.К. Серова.

В Краснодаре создана необходимая учебно-материальная база, отвечающая современным требованиям, где будущий военный летчик получает начальное образование, проходит теоретическую подготовку, выполняет полеты на тренажерах самолетов Л-39, Л-410, Як-130 и других. Современные классы, оборудованные компьютерными комплексами для изучения устройства и оборудования летательных аппаратов, тренажеры, позволяющие отработать необходимую летную программу в полном объеме, - все это позволило существенно повысить качество подготовки молодых летчиков и инженеров.

С третьего курса курсанты направляются на летную практику. Идет разделение по специальностям. Истребители уезжают в Армавир, бомбардировщики и штурмовики - в Борисоглебск, летчики дальней и военно-транспортной авиации - в Балашов. В этих городах развернуты полноценные учебные места, где курсанты продолжают совершенствовать теоретические знания, выполняют полеты на тренажерах и приступают к реальным полетам сначала с летчиками-инструкторами и в последующем самостоятельно. Полеты осуществляются в девяти учебных авиационных базах, функционирующих в Южном, Центральном и Западном военных округах.

С 2011 года на вооружение учебных авиабаз поступают современные учебно-боевые самолеты Як-130. На них мы полностью перевооружили авиабазы в Борисоглебске, Армавире, Кущевской (Краснодарский край). В этом году планируется постепенное перевооружение авиабазы в Котельникове (Волгоградская область).

Як-130 - универсальный самолет для подготовки летчиков, начиная от первоначального летного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания летных навыков летчиков-инструкторов в строевых частях. Этот самолет - настоящий учебно-тренировочный комплекс, используя который будущие летчики могут овладеть практическими навыками пилотирования самолетов 4-го и 5-го поколений. В настоящий момент курсанты уже на четвертом курсе приступают к полетам на самолетах данного типа.

За время обучения в училище к выпуску курсанты имеют налет более 200 часов, освоив полеты на малой высоте, на боевое применение, на групповую слетанность, а также полеты ночью.

Говоря о тех, кто усердно учится и стремится к своей мечте о небе, конечно, нельзя не вспомнить про наших будущих военных летчиц. Наверное, уже по всей стране знают, что впервые в истории современной Российской армии в 2017 году в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени А.К. Серова провели первый набор летной специальности девушек-курсантов. И вот сейчас второкурсницы в первый раз приступили к тренажерной подготовке на новейшем тренажерном комплексе самолета Л-410, установленном в училище в этом году.

- Где же служат новоиспеченные лейтенанты, как проходит их служба?

- Молодые специалисты инженерно-авиационной службы, прошедшие обучение в Военно-воздушной академии, и выпускники Краснодарского училища летчиков направляются в авиационные части, где эксплуатируют новую и модернизированную авиационную технику.

По прибытии к новому месту службы выпускники обеспечиваются служебным жильем или получают компенсацию за наем жилья. По истечении трех лет офицерской службы есть возможность реализовать право на военную ипотеку, приобрести жилье в собственность, и при этом государство будет оплачивать ипотеку без привлечения средств военнослужащего.

Также военнослужащий по прибытии к новому месту службы имеет право на подъемное пособие, размер которого зависит от количества членов семьи. Это право военнослужащие могут реализовывать неоднократно, при смене мест службы и при дальнейших назначениях.

Помимо этого, военнослужащие имеют право на льготную очередь в детский сад для ребенка по месту проживания.

Комплекс мер социального обеспечения достаточно широк, чтобы летчик или техник мог сосредоточиться на службе и профессиональном росте.

Подготовке молодых кадров мы уделяем большое значение. Лейтенант назначается на определенный тип самолета или вертолета, проходит переучивание на данный тип и активно его осваивает, повышая свое мастерство и готовясь к сдаче на квалификационную категорию. В первый год службы лейтенанты готовятся получить 3-й класс.

Сейчас средний налет летчика в строевых частях составляет более 120 часов. Молодые летчики зачастую имеют и более высокий налет.

Одним словом, для того чтобы военный летчик летал, профессионально рос на протяжении всей своей службы и выполнял весь спектр стоящих перед ним задач, созданы все необходимые условия. Это ежегодные поставки сотен новейших и перспективных образцов техники, модернизация имеющихся самолетов и вертолетов, бесперебойное обеспечение топливом, большое количество мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности.

- Где и как организовано переучивание уже дипломированных летчиков?

- Летчики оперативно-тактической авиации проходят подготовку в Липецком авиацентре, армейской авиации - в Торжке, дальней и военно-транспортной авиации - в Рязани и Иванове соответственно.

В этих авиацентрах есть вся необходимая современная инфраструктура, классы теоретической подготовки, тренажерные комплексы, авиационная техника. А это самолеты Су-35С, Су-34, Су-30СМ, МиГ-29СМТ, Су-27СМ3, МиГ-31БМ, Су-25СМ3, Ту-22М3, Ту-95МС, Ил-76МД-90А, вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-28УБ, Ми-25М, Ми-26Т, Ми-8МТВ-5В, Ми-8АМТШ-ВА и другие типы.

Летчики, проходя подготовку в авиацентрах, изучают возможности современных образцов техники, особенности эксплуатации летательных аппаратов, наиболее эффективные способы боевого применения современных средств поражения.

Все это позволяет совершенствовать мастерство военных летчиков с высоким качеством.

- Как используется в подготовке летного состава опыт, приобретенный в Сирии?

- Подавляющее большинство летчиков оперативно-тактической и армейской авиации имеют опыт выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики.

С учетом анализа выполнения летным составом армейской авиации специальных задач в Сирии большое внимание в подготовке уделяется выполнению огневых, десантно-транспортных и поисково-спасательных задач ночью с очками ночного видения. Огневое поражение наземных целей осуществляется с максимальных дальностей применения авиационных средств поражения.

В высших военных учебных заведениях проводятся научно-практические конференции по применению в учебном процессе боевого опыта, полученного в ходе специальной операции в Сирии.

Необходимо отметить, что в вузах ВКС проводится педагогический эксперимент по формированию у курсантов-летчиков командных навыков в выработке самостоятельных решений в профессиональной деятельности (с использованием нетиповых такти­ческих задач с учетом применения авиации в Сирии).

Подчеркну, что в результате проводимой работы по внедрению опыта применения авиации группировки войск (сил) Вооруженных Сил РФ в Сирии повысилась практическая направленность подготовки курсантов старших курсов в обоснованности применения тактических приемов и средств авиационного поражения в зависимости от условий быстроменяющейся обстановки и на конкретной местности.

На основании полученного летным составом Воздушно-космических сил опыта доработана система подготовки летного состава к участию в боевых действиях в горно-пустынной местности в условиях жаркого климата, к боевому применению новых типов авиационных средств поражения, в том числе новых образцов управляемого оружия.

- Сергей Владимирович, а как обстоят дела с исправностью авиационной техники, оснащением новыми образцами, а также укомплектованностью летным составом в воинских формированиях ВКС?

- За последние шесть лет уровень исправности авиационной техники повысился более чем в два раза.

Что касается перевооружения, то получено более 1000 единиц новой и модернизированной авиационной техники.

На новые типы воздушных судов, такие как самолеты Су-34, Су-35С, Су-30СМ, боевые вертолеты Ка-52, перевооружены четыре авиационных полка и две авиационные эскадрильи.

Ежегодно модернизируются и поставляются в части дальней авиации самолеты Ту-160 и Ту-95МС.

В результате реализации мероприятий плана оснащения в этом году обеспеченность Воздушно-космических сил основными образцами вооружения, военной и специальной техники поддерживается на уровне 100 процентов, а доля современных образцов превышает 74 процента.

Что касается укомплектованности летным составом авиационных частей ВКС, то хочу подчеркнуть, что в настоящий момент она составляет более 90 процентов. Также следует учитывать, что и в этом году, и в последующих мы ожидаем полноценные выпуски молодых специалистов из Краснодарского училища летчиков, Военно-воздушной академии и ее филиалов, которые готовят пилотов армейской авиации и штурманов.

- Многие военные специалисты считают, что минувший 2018 год стал одним из самых насыщенных боевой учебой для современной Российской армии, в том числе для Воздушно-космических сил…

- Говоря об итогах деятельности Воздушно-космических сил в прошлом году, важно отметить, что все задачи, поставленные министром обороны России и Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ выполнены в полном объеме, на требуемом организаторском уровне и с высоким качеством.

В 2018 году Воздушно-космические силы приняли участие во всех мероприятиях оперативной и боевой подготовки, проводимых по планам Генерального штаба Вооруженных Сил, а также провели ряд тактических, летно-тактических и тактико-специальных учений, значительную часть из которых с боевой стрельбой и применением современных средств поражения.

Интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки обеспечила поддержание необходимого уровня готовности соединений и частей к выполнению задач по предназначению. Всего в 2018 году проведено более 460 учений и тренировок различного уровня.

А одним из главных мероприятий подготовки войск конечно же стали масштабные маневры "Восток-2018", в ходе подготовки и проведения которых особое внимание уделялось отработке современных форм и способов ведения совместных боевых действий авиации и войск ПВО с учетом боевого опыта, полученного в Сирийской Арабской Республике, а также практических мероприятий по переброске значительного количества войск на большие расстояния самолетами военно-транспортной авиации в сжатые сроки.

В ходе маневров "Восток-2018" авиацией ВКС на восьми полигонах Восточного военного округа выполнено более 240 учебно-боевых задач по нанесению авиационных ударов, авиационной поддержке войск, высадке тактических воздушных десантов, совершено более 800 самолето-вылетов.

- В этом году планка интенсивности боевой подготовки не понизится?

- В Воздушно-космических силах в 2019 году спланирован ряд масштабных тактических, летно-тактических и тактико-специальных учений, значительная часть из которых пройдет с боевой стрельбой. Они обеспечат необходимый уровень подготовки соединений и частей для гарантированного выполнения задач по предназначению.

В настоящий момент проходят учения с авиационными эскадрильями всех родов авиации.

Прошли масштабные учения с эскадрильями самолетов военно-транспортной авиации в Псковской области, где были задействованы экипажи из четырех областей, отработаны задачи перебазирования на оперативные аэродромы и массовое десантирование подразделений и техники Воздушно-десантных войск одновременно на три площадки приземления.

Проведены учения с эскадрильями дальней авиации, в ходе которых экипажи Ту-95МС также отработали перебазирование на оперативные аэродромы, выполнили дозаправку в воздухе и совершили условные пуски ракет по наземным целям на полигоне.

Подобные учения проходят и в оперативно-тактической, и в армейской авиации. Например, недавно экипажи эскадрильи пилотажной группы "Русские витязи" провели летно-тактическое учение, в ходе которого отработали перехват воздушных целей, дозаправку в воздухе и выполнили практические пуски управляемых ракет "воздух-воздух" по воздушным целям на полигоне Ладога.

Летчики пилотажных групп - такие же военные летчики, которые выполняют программу летной и боевой подготовки в полном объеме. В этом учении приняли участие молодые летчики-лейтенанты, которые по уровню своей подготовки уже получили допуск к проведению таких полетов.

Вообще, уровень подготовки наших летчиков очень высок, это отмечают во всем мире. Мы это в очередной раз доказали и в ходе выполнения специальных задач в Сирии и, на­пример, на международном конкурсе летного мастерства "Авиадартс".

На этих соревнованиях с нами конкурируют высококлассные пилоты из Белоруссии, Казахстана, Китая на современных самолетах и вертолетах, но победителями ежегодно становятся наши пилоты. Добавлю, что и на территории Китайской Народной Республики, где проходил "Авиадартс" в 2017 году, мы лидерство не уступили. Это говорит о том, что мы правильно и качественно готовим свои летные кадры. И это молодые кадры. Ежегодно средний возраст российских участников конкурса снижается. Если в 2014 году он составлял 32 года, то в 2018-м уже 27 лет. В 27 лет наши пилоты демонстрируют такие высокие результаты на международной арене! Это, я считаю, определенная оценка качества работы по подготовке военных пилотов-профессионалов.

- О каких еще мероприятиях можно рассказать, которые подчеркивают высокий уровень подготовки военных летчиков?

- Естественно, нельзя не упомянуть воздушный парад над Красной площадью, проводимый 9 Мая. Конечно, пролететь по прямой для летчика не составляет труда. Но вот когда полет проходит в плотном строю в составе, например, звена, а этот строй состоит из разнотипных самолетов и вертолетов с абсолютно различными характеристиками, каждый ведущий экипаж своей группы должен строго соблюдать все скоростные, высотные, временные характеристики, чтобы все прошло без каких-либо замечаний. Группам руководства полетами необходимо этот строй организовать и контролировать на всех этапах проведения мероприятия. Если учесть, что для участия в параде, помимо всего прочего, задействовано около 10 аэродромов в различных регионах, то надо признать, что эта задача не из легких. Зато по итогам ее выполнения можно видеть глаза людей, наполненных гордостью за наших пилотов.

Практически ежемесячно в одном из регионов страны мы проводим акции "Служба по контракту - твой выбор!". На центральной площади или городской набережной разворачиваем пункты отбора на службу по контракту, агитационные пункты наших вузов, демонстрируем имеющееся оборудование, летное обмундирование. Но главное, в ходе таких акций мы всегда стараемся показать мастерство летчиков в небе, привлекаем пилотажные группы, экипажи из военных округов. Регулярно наши акции собирают десятки тысяч людей, которые с восторгом смотрят за происходящим в небе и на земле.

После решения задач за пределами Российской Федерации, участия в международных авиасалонах, конкурсах и форумах, масштабных учениях, таких как "Восток-2018", в военном параде на Красной площади и других подобных мероприятиях, где можно во всей красе увидеть нашу авиационную технику и работу наших пилотов, часто слышу положительные отзывы людей со стороны, которые с гордостью отмечают, что у нас такие замечательные летчики и техника, Военно-воздушные силы.

Говоря о чувстве гордости за наших военных пилотов, конечно, нельзя не отметить, что вся страна знает, помнит и чтит Героев России подполковника Олега Пешкова, полковника Ряфагатя Хабибуллина, гвардии майора Романа Филипова, погибших при выполнении боевых задач в Сирии.

Есть кем гордиться и среди тех, кто еще только овладевает летной специальностью. И здесь яркий свежий пример - героический поступок сержанта Михаила Еманова, который, будучи курсантом 4-го курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, 27 апреля 2018 года после столкновения с птицей в небе и попадания ее в двигатель самостоятельно принял непростое решение увести учебный самолет Л-39 от жилых домов и сумел посадить его без выпущенных шасси в поле. Указом Президента России Михаил Еманов награжден орденом Мужества.

- Сергей Владимирович, в завершение нашего разговора хотелось бы узнать, какие, по вашему мнению, можно выделить факторы, которые должны стимулировать службу военных летчиков в авиационных частях ВКС?

- Все перечисленные мероприятия позволили нам каждый год фиксировать рост конкурса в вузы ВКС на летные и инженерные специальности. Можно констатировать, что среди желающих поступить идет полноценный многоуровневый отбор. В прошлом году средний конкурс был 4-5 человек на место, а на некоторые специальности доходил и до 12-15 человек. Это говорит о многом.

Хочу заверить, что мы останавливаться на достигнутом не собираемся. Программа подготовки летчиков постоянно совершенствуется, учитывая современные особенности и тенденции. В ближайшем будущем мы ожидаем поставки самолетов 5-го поколения Су-57, самолетов Ту-160М2, Ту-22М3М, Ил-76МД-90А, вертолетов Ми-28НМ, Ми-26Т2-В, Ми-38. Ряд перспективных самолетови вертолетов только разрабатываются. Скажу как летчик: я могу лишь позавидовать нынешнему и будущему поколениям военных пилотов, которым предстоит летать на современной технике в бескрайнем Пятом океане. А для летчика небо - это главное....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка