О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Есть у летчика мечта - высота

Экипажи оперативно-тактической авиации Липецкого авиацентра Воздушно-космических сил готовятся к летно-тактическим учениям

Экипажи оперативно-тактической авиации Липецкого авиацентра Воздушно-космических сил готовятся к летно-тактическим учениям.

В ходе полетов экипажи истребительной и бомбардировочной авиации отрабатывают как боевое применение по наземным целям на полигоне Погоново в Воронежской области, включая пуски неуправляемых ракет, стрельбу из авиационных пушек и бомбометание, так и перехваты воздушных целей, элементы ближнего маневренного воздушного боя, фигуры сложного и высшего пилотажа, а также дозаправку в воздухе.

- Вы не подумайте, что оказались у нас как раз в момент какой-то особенной программы, - говорит заместитель командира полка по военно-политической работе подполковник Алексей Куракин, летчик 1-го класса. - Все, что вы сегодня увидите, - это наша ежедневная работа. Более того, мы сейчас переключаемся "с зимы на лето", поэтому полеты будут менее интенсивными, в небо поднимутся всего порядка 20 самолетов.

Липецкий авиацентр ВКС России ведет свою историю с января 1949 года, когда в Ворошиловском районе Саратовской области был сформирован 4-й Учебный центр истребительной авиации. После этого центр несколько раз менял место дислокации, пока в 1960 году не обосновался в Липецке.

- Сегодня центр является специальным летно-методическим, исследовательским и учебным соединением, предназначенным для разработки и развития способов боевого применения военной авиации, обучения и переучивания летного состава на существующие и поступающие на вооружение авиационные комплексы и средства поражения, - рассказывает подполковник Куракин. - Во многом благодаря бывшему начальнику центра генерал-майору Александру Харчевскому с 2002 года к нам стали распределять лучших выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. А ведь было много противников этого. Мол, молодой лейтенант - и сразу в центр. Однако Александр Николаевич тогда инициировал программу "от лейтенанта до командира полка", и сейчас один из тех 10 молодых офицеров командует полком в Бельбеке, в Крыму, другой - командует полком в Липецке, двое - начальники отделов в Липецком центре, трое - заместители командиров полков. Безусловно, тот эксперимент удался. Поэтому когда к нам ежегодно приходит молодое пополнение, уже никто не говорит, что, мол, им еще рано здесь служить.

Тех, кого мы хотим взять, "ведем" с курсантской скамьи. Как вы знаете, у нас в центре есть пилотажная группа "Соколы России", участница различных авиашоу и парада Победы на Красной площади. Попасть в нее крайне сложно. Туда отбираются лучшие из лучших. Так вот, в этом году "Соколы России" планируют принять в свои ряды капитана Виталия Сорокина. А ведь Виталий еще совсем недавно пришел к нам лейтенантом. Тем не менее опытные инструкторы полетали с ним и решили взять его к себе.

Хотя фраза "Победа в небе куется на земле" в большей степени относится к инженерно-авиационной службе, готовящей самолет к полету, ее в принципе можно применить и к занятиям летчиков на тренажерах. Ведь ни одно полетное задание в небе не будет выполнено, пока летчик не отработает его на земле - на тренажерах. Благо с ними в Липецке проблем нет. Причем в связи со спецификой центра и наличием нескольких типов самолетов тренажеров тоже несколько.

- Отрабатываю взлет и посадку на Су-30СМ, - комментирует свои действия капитан Анатолий Сопин. - Ведь, как говорится, без взлета нет не только посадки, но и самого полета. На моем тренажере установлена карта Липецка, поэтому все полеты здесь мы совершаем с нашего аэродрома около нашего города и над ним. Что сложнее, взлетать или садиться? И там, и там есть свои сложности. Знаете, как у нас говорят: "Взлет опасен, полет прекрасен, а посадка сложна".

По соседству с тренажером Су-30СМ установлен тренажер Су-25. Судя по картинке на огромном экране перед фюзеляжем штурмовика, полетное задание у летчика - самое боевое, он занят уничтожением бронетехники и огневых средств противника. На третьем тренажере в кабине Су-34 сидят два штурмана: майор Геннадий Бартязов и лейтенант Владислав Калиниченко. За плечами обоих - учеба в Челябинском филиале ВУНЦ ВВС "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина". Согласно полетному заданию, они отрабатывают боевое применение по земле и по воздуху.

- На предыдущих тренажерах вы видели одиночную работу летного состава, - говорит Геннадий. - На этом же тренажере происходит передача опыта младшему поколению от более старшего. В данный момент мы осуществляем бомбометание управляемыми ракетами "воздух-земля", а также отрабатываем взаимодействие штурмана с органами управления при полете по маршруту. Чтобы вы понимали, в данный момент я сижу в кресле летчика и стараюсь где-то подсказать, где-то научить Владислава. Когда 18 лет назад я молодым лейтенантом пришел в полк, меня тоже натаскивали более опытные инструкторы.

Также на этом тренажере можно обучить летный состав дозаправке Су-34 в воздухе, по словам летчиков, одному из самых тяжелых элементов. Ведь для ее осуществления необходимо соблюдение ряда требований. Например, дозаправка в воздухе производится на высотах до 6 тысяч метров при скорости 550-600 км/ч, при этом дистанция между самолетами составляет около 20 метров. Кроме того, к дозаправке допускаются только летчики 1-го и 2-го классов, налет которых составляет более 400 часов.

Подтверждает слова летчиков и начальник медслужбы полка старший лейтенант медслужбы Андрей Медведев.

- По своему опыту могу сказать, что у некоторых летчиков после дозаправки в воздухе скачет давление, - признается начмед полка. - Не у всех, но есть такие. Связано это с излишним волнением. Казалось бы, все просто. Подлетел, дозаправился и полетел дальше, но нет. Большинство гораздо проще переносят выполнение такого упражнения, как "Особый случай", когда во время полета на тренажере приходится отрабатывать различные нештатные ситуации, будь то отказ двигателя или пожар.

Тем временем на аэродроме стало шумно. В небо взмывают стальные птицы. У всех свое полетное задание. Кто-то взлетел и взял курс на Воронежскую область, чтобы отработать боевое применение по наземным целям на полигоне Погоново, а кто-то прямо над аэродромом разыгрывает "ближний воздушный бой" пара на пару на Су-35. Зрелище, конечно, потрясает.

- Ближний воздушный бой достаточно часто демонстрируется на различных авиашоу, - рассказывает подполковник Куракин. - Упражнение, конечно, сложное, но не настолько, как "неоговоренный бой". Ведь все изначально известно: кто за кем следует, кто потом идет на хитрость и перестраивается, ловя в капкан противника. "Неоговоренный бой" - это полная импровизация. Единственное, что утверждается, так это зона этого боя. Например, участок 20 на 40 км, из которого нельзя вылетать. С появлением сверхсовременных самолетов типа Су-35 стало возможным проводить бой на управляемом векторе тяги. Когда один самолет неожиданно для противника зависает в воздухе, разворачивается вокруг своей оси и уже сам готов к лобовой атаке. Конечно, с появлением новой техники служба становится все интереснее. Сейчас в нашем полку многие буквально грезят многофункциональным истребителем пятого поколения Су-57. Я на нем еще не летал, но те из ребят, кто попробовал его, остались под сильным впечатлением. Говорят, что более чувствительной машины еще не было. Вот ждем, когда эти самолеты и до нас доберутся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка