Автор: Андрей Петров
Опубликовано: 22.03.2019, 15:25
 

Крушение Boeing 737 MAX вскрыло пласт проблем с сертификацией гражданской авиации США


[image]

Первые подробности расследования катастроф двух 737 MAX8 говорят о том, что компания Boeing очень торопилась сертифицировать самолет в 2015 году. В необходимости ускорить процесс сертификации компании удалось убедить и Федеральное управление гражданской авиации США. Теперь, как считает авиаэксперт Дмитрий Адамидов, требования к сертификации обязательно ужесточатся.

Авиакатастрофы с Boeing 737 MAX8

Расследование двух подряд серьезных авиакатастроф с Boeing 737 MAX8, произошедших с разницей в пять месяцев, продолжается. Но первые подробности, появившиеся в СМИ, говорят о том, что Boeing очень торопился сертифицировать 737Max в 2015 году. В этой связи Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) пошло навстречу компании и делегировало часть своих полномочий специалистам Boeing. В результате произошло намеренное занижение рисков, отдельные тесты были подогнаны под необходимые результаты, а в документацию занесены неверные данные.

Получилось, что менеджмент принял ключевые решения без учета мнения технических специалистов. Более того, на момент поставки первых самолетов в мире еще не существовало ни одного тренажера Boeing 737 MAX8. Сейчас ставится вопрос о проверке процесса сертификации Boeing 737MAX8. Аудитом займется ведомство независимого генерального инспектора при министерстве транспорта. По информации американских СМИ к уголовному расследованию о сертификации подключились и в ФБР.

"Суть в том, что Boeing разработали новый экономичный двигатель, но практически в те же самые сроки такой двигатель сделали их конкуренты из Airbus и Bombardier. Именно поэтому Boeing и торопился, так как для них было очень важно вовремя выйти на рынок. Новый двигатель давал 20% экономии при хорошем режиме эксплуатации, но оказался более тяжелым, в то время как характеристики планера не изменились. Непонятно было до конца, как среагируют все системы.

Когда конкуренты поджимают, включается бизнес-логика. В Boeing может и понимали, что их самолет сыроват, но финансовые интересы перевесили. Видимо, они убедили управление гражданской авиации США проверять самолет не самым жестким образом. Таким мне представляется единственное разумное объяснение, так как в FAA тоже не враги себе работают. Давать разрешение на полет сырому самолету означает получить пятно на репутации, чем все в итоге и закончилось", - комментирует ФБА "Экономика сегодня" Дмитрий Адамидов.

Работа системы MCAS

Теперь, как считает авиаэксперт, требования к сертификации обязательно ужесточатся. Он сравнивает ситуацию в Boeing со скандалом вокруг Enron, который обернулся серьезным ужесточением регулирования фондового рынка и аудиторской деятельности. Здесь тоже на первый план выходит вопрос сговора между бизнесом и управлением гражданской авиации США, которая ненадлежащим образом исполнила требования сертификации.

В свою очередь летчики, работающие с самолетами Boeing, обращают внимание на тот факт, что американская компания слишком увлеклась внедрением интеллектуальных систем в управление техникой. В итоге пилоту оставляют всего несколько минут на ручное управление. Теперь в центре внимания экспертов находится система MCAS, отвечающая за улучшение характеристик маневрирования Boeing 737 MAX8. По одной из версий именно она дала сбой, который стал причиной крушения.

В частности в документации, поданной в FAA, было указано, что MCAS может изменить положение стабилизатора на 0.6 градуса. После первой катастрофы в рапорте было указано, что максимальный угол перестановки стабилизатора равен 2.5 градуса, что стало неожиданностью для всех.

Более того, что после первого выключения угол, на который был перемещен стабилизатор, сбрасывался, то есть система вновь могла переставить стабилизатор на 2.5 градуса. Самое же главное, что MCAS работала от одного датчика угла, при этом не было предусмотрено никакой логики, позволявшей проверить корректность поступающих данных. И это происходило в самолете, где все системы обычно имеют двойное, а часто и тройное резервирование.

Отказ от контрактов с Boeing

"Переход на электронные системы считается общим трендом в транспорте, но здесь отмечаются затруднения и зигзаги, традиционно возникающие на этом пути. Пилоты для авиакомпаний остаются достаточно дорогим ресурсом, поэтому за счет автоматизации управления самолетом с пилотов пытаются снять ответственность за принятие решений, что отражается и на зарплатах летчиков. А когда можно поменьше платить и быстрее обучать, появляется экономическое обоснование подобных изменений", - объясняет Адамидов.

В итоге приоритеты Boeing привели к тому, что ряд стран отказывается от 737 MAX8. Сегодня контракт почти на 5 млрд решила аннулировать индонезийская компания Garuda Indonesia. По словам перевозчика, пассажиры Garuda утратили доверие и не хотят летать на Boeing 737 MAX. Ранее российские заказчики самолетов Boeing 737 MAX отложили подписание контрактов на неопределенный срок, а Китай рассматривает возможность исключить самолеты серии Boeing 737 MAX из перечня американских товаров, которые Пекин согласен закупать в рамках будущего торгового соглашения с США.

Boeing в итоге несет серьезные финансовые потери. Крушение в Эфиопии и последующее заявление Трампа о приостановке полетов в США обернулось для компании самым масштабным падением акций за последние 20 лет. На панике на фондовом рынке Boeing одномоментно потерял 20 млрд долларов, еще до 5 млрд компания потеряет из-за приостановки полетов. Но гораздо больше Boeing рискует от имиджевых и репутационных потерь, когда вслед за индонезийскими авиалиниями от 737 MAX начнут отказываться и другие страны.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 марта 2019 года | Дайджест публикаций за 22 марта 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Экономика сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Airbus, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис (в процессе тестирования)

Комментарии к новости