О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Объект на вылет: история аэропорта, который снесут ради "золотого" автовокзала

Самолеты садились и взлетали с Уктуса почти полвека. Сам аэропорт давно перенесли в Арамиль, но здание осталось. Последним здесь размещалось Уральское управление воздушного транспорта

Проваливаясь в мартовский снег, обходим старое пустующее здание Уктусского аэропорта на Белинского, 246. Когда-то отсюда летали кукурузники, которые развозили пассажиров по всей Свердловской области, а сейчас оно находится на территории, где собираются строить "золотой" автовокзал. Торгово-транспортный пересадочный узел будут возводить создатели "Гринвича", ради этого уже снесли семь жилых домов, завод гражданской авиации и склады. Та же участь грозит и старому зданию аэропорта. Пока дом не разрушили, мы погуляли по нему, узнали истории строения и людей, которые летали отсюда и здесь работали.

Сам аэропорт давно перенесли в Арамиль, но здание осталось. Последним здесь размещалось Уральское управление воздушного транспорта. "Яндекс.Карты" до сих пор показывают, что оно там находится.

Обходя здание по периметру, можно увидеть, что покинули его недавно. На первом и кое-где на втором этажах вставлены евроокна, от которых еще не успели оторвать пленку, стоят камеры видеонаблюдения и новые двери. За зданием протоптана дорожка, но ходить по ней не советуем. Вы обнаружите пустые бутылочки из-под боярышника и еще несколько неприятных сюрпризов.

Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский считает, что в этом здании можно было открыть музей гражданской авиации. Он разговаривал об этом с собственником объекта, но в итоге пока ни к чему не пришли. По мнению историка, здание - важный объект для города, его нельзя потерять.

Научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков рассказал, что этот аэровокзал строили под авиамагистраль Москва - Владивосток. Она открылась 1 июня 1936 года.

"На территории Свердловского аэропорта гражданской авиации началось строительство каменного аэровокзала. Здание будет двухэтажное, с цокольным этажом и вышкой для световых сигналов, - писали в газете "Уральский рабочий" в апреле 1937 года. - В основу архитектурного оформления положены четкие, простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья - летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторан со столовой для летного состава. На первом этаже разместятся управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная. На втором - гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будут гостиная и комната пассажиров с видом на летное поле. Комнаты для ночевки пассажиров и пилотов двухместные. Сейчас уже заложен фундамент, выложена половина стен первого этажа. Строительство должно быть закончено к XX годовщине Октябрьской революции".

На первом этаже большой круглый холл. С потолка свисают плафоны, у облупившейся стены стоят старые советские шкафы. В здании так же холодно, как и на улице: отопления здесь нет. На территории только охранник и кошка, которая с любопытством смотрит на гостей.

Из этого места летали кукурузники по всей области. В Уктусском аэропорту пилотом 12 лет проработал Андрей Кравчук, сейчас он на пенсии. Сначала был вторым пилотом, а потом командиром воздушного судна. Он вспоминает, что отсюда можно было улететь буквально в любую точку нашей области. Например, в Красноуфимск (билет тогда стоил 3 рубля).

- В этом здании находилось Уральское управление гражданской авиации, здесь же размещался летный отряд Свердловского авиапредприятия, в 1985 году он переехал под Арамиль, но сохранил то же название - Уктусский аэропорт. Я работал во Втором Свердловском авиапредприятии, - рассказал Е1.RU Андрей Кравчук. - Там был большой парк, я летал на Ан-2. У нас было четыре эскадрильи Ан-2, в каждой по 25 экипажей. Всего было порядка 100 самолетов, имелись еще вертолеты Ми-8 и Ми-2.

Здание аэропорта юридически стоит на Белинского, но на деле находится недалеко от пересечения улиц Крестинского и Академика Шварца. Там, где находятся "Дирижабль" и улица Щварца, раньше была взлетно-посадочная полоса. Кстати, 1 апреля академику Станиславу Шварцу исполнилось бы 100 лет. Он создал уральскую школу экологов, был директором Института экологии растений и животных Уральского научного центра.

После того как мы обошли здание и вышли к фасаду, мы увидели здесь несколько автомобилей: территорию перед бывшим аэровокзалом используют как парковку. В одну из машин садилась женщина. Она рассказала, что однажды в 70-х летала отсюда.

- Мне пришла телеграмма от подруги, что она выходит замуж в Серове. Регистрация была на следующий день. Времени не было, и я решила лететь. Пришла сюда. Помню, что слева у входа был буфет, и я купила пирожки с ливером. Вкусные были! По пять копеек. Из центрального входа насквозь прошла на посадочное поле к кукурузникам. В конце полета так трясло, казалось, что все внутренние органы наружу выпадут, а летели мы около трех часов, - смеясь, рассказывала женщина. - Мне говорили, что перед зданием стоял памятник Сталину (смотрите фото выше. - Прим. ред.), а под зданием находится большое бомбоубежище. Еще слышала, что здесь хотят сделать музей.

Самолеты садились и взлетали с Уктуса почти полвека. Пик пришелся как раз на 70-е годы, когда аэропорт обслуживал ежедневно до полусотни рейсов. После того как в 1985-м запустили новый аэровокзал под Арамилем, на месте старого аэродрома в 1990-х годах построили жилой район Ботанический.

Собеседник E1.RU, знакомый с планами застройки этой территории, рассказал, что здание планируют сносить в ближайшие месяцы, но пока еще не все согласовано....
Авторские права на данный материал принадлежат «E1ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка