О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Убийственная система: что сгубило оба "Боинга"

На разбившемся в Эфиопии Boeing 737 Max 8 сработала та же убийственная система, что сгубила пятью месяцами ранее индонезийский самолет. Такие выводы сделаны на основе данных бортовых самописцев

На разбившемся в Эфиопии Boeing 737 Max 8 сработала та же убийственная система, что сгубила пятью месяцами ранее индонезийский самолет. Такие выводы сделаны на основе данных бортовых самописцев.

Стало известно о первых предварительных результатах расследования авиакатастрофы самолета Boeing 737 Max 8 эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, которая произошла 10 марта. И первые же выводы, о которых стало известно журналистам, говорят о том, что ранее высказывавшиеся опасения по поводу причин катастрофы сбываются - в последние мгновения в лайнере включилась та самая злополучная система, призванная спасать самолет, а на самом деле ведущая его к гибели.

"Официальные лица, расследующие крушение самолета в Эфиопии, пришли к предварительному заключению, что эта сомнительная система контроля полета автоматически активировалась перед тем, как самолет спикировал к земле", - пишет газета Wall Street journal со ссылкой на неназванные источники в расследовании. Издание уточняет, что эти выводы основаны на данных бортовых самописцев.

"Во время встречи на высшем уровне в Управлении гражданской авиации США (FAA) в четверг у следствия возник консенсус, пояснил один из этих источников, и есть явное указание на то, что автоматическая система, называемая MCAS, сработала в обоих случаях - в самолете Ethiopian Airlines в начале этого месяца, и в самолете a Lion Air в Индонезии пятью месяцами ранее", - пишет издание.

По словам источников, предварительные данные, извлеченные из "черных ящиков", будут перепроверены. Последние несколько дней американские специалисты в области авиационной безопасности анализируют подробности данных, собранных эфиопскими коллегами, чьи предварительные выводы ожидается обнародовать в ближайшие дни.

В самой корпорации Boeing отказались от комментариев, в министерстве транспорта Эфиопии журналистам "Би-би-си" заявили: "Мы видели материал Wall Street journal, мы ответим вскоре".

На этом фоне корпорация Boeing продолжает выпуск самолетов серии Max, от полетов на которых временно отказались все авиакомпании мира, и продолжает убеждать их, пилотов, авиационные власти и пассажиров, что эти самолеты безопасны.

В минувшую среду компания в присутствии более 200 пилотов, технических специалистов и контролирующих лиц рассказала о новых усовершенствованиях, которые внесены в алгоритм работы злополучной системы MCAS.

Этой системой (Maneuvering Characteristics Augmentation System) оборудованы все самолеты семейства Boeing 737 Max - о ее наличии мир, да и большинство пилотов узнали только после крушения Boeing 737 Max 8 в Индонезии. Система призвана не давать самолету срываться в сваливание при запредельных углах атаки, что может происходить из-за более мощных и выставленных вперед перед крылом двигателях самолета.

"В системе MCAS бросается в глаза то, что она, как пишут, не отключается простыми и естественными для пилота действиями, работает медленно и без оповещения. В результате пилот видит, что машина выполняет что-то не так, а может и не заметить этого", - пояснил ранее "Газете.Ru" Александр Явкин, бывший главный конструктор самолета Бе-200.

С критикой в адрес этого "новшества" выступил и известный пилот Boeing 737 Денис Окань. "Известно, что в индонезийском случае причиной срабатывания MCAS стала неправильная работа датчика углов атаки, расположенного с левой стороны cамолета.

Выглядит весьма удивительным, но "Боинг" не стал внедрять "проверку на вшивость", поэтому дефектный датчик, сдуру посылавший в систему данные о запредельных углах атаки, был принят MCAS на веру, и она, повинуясь коду, заложенному в нее эффективными программистами, нежно и печально начала перекладывать стабилизатор на пикирование, как только появились прочие условия для ее работы - ручное пилотирование и убранные закрылки, создав реальные проблемы и без того взвинченному экипажу. Который, замечу, выполнял очень ранний вылет и, разумеется, не успел нормально выспаться", - написал он в своем блоге.

Одной из претензий к этой системе стало то, что она пользуется показаниями лишь одного из двух датчиков угла атаки, и если он выходит из строя, целенаправленно направляет самолет к земле.

Только после двух катастроф в компании объявили, что отныне система будет опираться на показания обоих датчиков, а индикатор их рассогласования будет выведен в кабину пилотов - это то, о чем давно просили пилоты. Причем этот индикатор будет ставиться по умолчанию, а не в качестве дополнительной платной опции, от которой ранее отказывались авиакомпании.

Кроме того, теперь MCAS будет включаться единожды, а не постоянно как раньше, пытаться опустить нос самолета. "737 - это безопасный самолет. Это безопасное семейство самолетов, и серия MAX основана ни истории безопасности, которую мы наблюдаем почти 50 лет", - заявил вице-президент Boeing Майк Синнет после двух авиакатастроф, имеющих схожие черты. "Мы оплакиваем этих жертв и намерены сделать, все, чтобы такие инциденты не повторились", - добавил он.

Ранее стало известно, что в федеральный суд Чигако был подан иск в отношении компании Boeing после авиакатастрофы в Эфиопии, жертвами которой стали 157 человек.

Как отмечается, вероятно, это первый иск, зарегистрированный после трагедии. Он был подан семьей Джексона Мусони, гражданина Руанды. Boeing обвиняют в том, автоматизированная система управления полетом была разработана с ошибками, уточняет агентство. Подчеркивается, что в компании не стали комментировать иск, переадресовав все запросы по расследованию к следственным органам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка