О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Украинский запрет на авиасообщение с Россией оказался бессмысленным

Запрет Украиной нерегулярного авиасообщения с Россией ничего не изменит в сфере авиаперевозок между двумя странами. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал главред журнала "Авиатранспортное обозрение", авиаэксперт Алексей Синицкий

Запрет Украиной нерегулярного авиасообщения с Россией ничего не изменит в сфере авиаперевозок между двумя странами. Об этом ФБА "Экономика сегодня"рассказал главред журнала "Авиатранспортное обозрение", авиаэксперт Алексей Синицкий.

"Сегодняшний так называемый полный запрет на прямые перелеты между Россией и Украиной де-факто наложил табу на нерегулярные рейсы - это чисто политический ход, который ни на что не повлияет. Суть нерегулярных рейсов достаточно проста - часто это заказная авиация. То есть определенное лицо заказывает бизнес-джет и летит в самолете с теми, кого решает взять с собой. Это очень дорогое удовольствие, роскошь. Украинские политики, видимо, этим вариантом и воспользовались.

Другой вариант - чартеры, то есть заказные рейсы. Когда-то это была распространенная практика в туризме, но отрасль постепенно переходит на регулярные рейсы из соображений экономии. Исключения делаются лишь для привлечения туристов в суперпопулярные жаркие страны. Этот вариант российско-украинские авиаперевозчики тоже не практиковали. По сути, нерегулярного авиасообщения между РФ и Украиной нет, а запрет смысла не имеет", - отмечает специалист.

Кабмин Украины запретил прямое авиасообщение с Россией после посещения Москвы кандидатом в президенты Юрия Бойко и главы политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктора Медведчука. Глава МВД Украины Арсен Аваков заявил, что они "воспользовались лазейкой в законодательстве", и осуществили прямой перелет в Москву. Регулярные рейсы в РФ Киев отменил еще в 2015-м, однако нерегулярные полеты при условии, что самолеты не принадлежат компаниям РФ, до сегодняшнего дня были легальны.

"Пассажиропоток, который до 2015 года пользовался прямыми рейсами "Россия-Украина" и обратно, после введения Киевом запрета уменьшился. Ведь теперь людям приходится летать с посадкой в третьих странах - в основном, через Белоруссию и Молдавию. Это дороже и дольше во временном плане, потому люди ищут более выгодные маршруты по земле. И украинские политики, которые захотят попасть в Москву, теперь будут пользоваться этими же маршрутами.

Решение Киева направлено чисто на внутреннюю политику в условиях избирательного накала. По факту оно ничего не меняет, но прозвучит достаточно грозно в политических заявлениях. Все схемы и маршруты перелетов из РФ на Украину давно сложились, цены и предложения сформированы. Все, кто хочет переплачивать за авиарейс, давно и без проблем летают, другие предпочитают железнодорожный транспорт и автобусные маршруты. Простым людям экономика важнее политики", - подчеркивает авиаэксперт.

"Выстрел в ногу"

Украина закрыла прямые регулярные авиарейсы в 2015 году из-за того, что российская сторона отказалась выполнять требования Киева - запретить авиакомпаниям РФ летать в Крым. Ответить зеркальными мерами на запрет транзитных полетов над Украиной Москве не удалось: транзит украинским авиакомпаниям через российское воздушное пространство был запрещен еще в августе 2014 года. Пассажиры стали летать через Молдавию, Польшу, Болгарию, Белоруссию. Существенно выросли цены на такие перелеты.

Сегодняшний запрет полностью закрывает прямые перелеты между РФ и Украиной, запрет не будет распространяться на возможные полеты миссий международных организаций таких, как ОБСЕ, ООН и Красный Крест. В авиасообщениях между странами до 2015 года участвовали пять российских и три украинские компании. За год они перевозили около 800 тысяч человек. После вступления закона в силу Украина лишилась почти 20% дохода от авиаперевозок, в то время как Россия менее 1%.

"Украина запретом авиасообщений с Россией "выстрелила себе в ногу" - для авиакомпаний этой страны рейсы в РФ были достаточно прибыльными. В российском бизнесе - все наоборот, ни одна авиакомпания не была настолько завязана на украинском направлении, чтобы потеря его стала проблемой. Перевозчики РФ просто переориентировали освободившиеся борты на другие направления и особых убытков не понесли.

Политические меры Киева ударили в первую очередь по людям. Народы России и Украины - братские, традиционно они связаны семейными, дружественными узами. В РФ, помимо этого, работают миллионы украинских граждан. Они первыми ощутили неприятные последствия действий украинского правительства. Потом аукнулось россиянам, кто привык ездить на Украину к друзьям и кому нужно похоронить в этой стране родственников.

В итоге ситуация сложилась непростая: Украина отняла возможность зарабатывать у собственных авиаперевозчиков, фактически "подарив" эти прибыли компаниям других стран. Подорожали билеты с учетом посадки в третьих странах - это тоже не популярное последствие ограничений. Получилось, что украинские санкцииударили больше по ней самой, принеся России гораздо меньшие неудобства", - заключает Алексей Синицкий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Экономика сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка