О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новый "Ильюша-работяга" прибыл в войска

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, построенный в рамках выполнения Государственной программы вооружения на ульяновском заводе "Авиастар-СП", передан Министерству обороны

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, построенный в рамках выполнения Государственной программы вооружения на ульяновском заводе "Авиастар-СП", передан Министерству обороны.

В торжественной церемонии по передаче Ил-76МД-90А с заводским номером "ноль один - ноль девять" приняли участие командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) Воздушно-космических сил генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" Алексей Рогозин, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

На мероприятии также присутствовали личный состав военно-транспортного полка, размещенного на аэродроме совместного базирования Ульяновск-Восточный, представители центрального аппарата Минобороны, разработчиков и производителей самолета. В качестве почетных гостей были приглашены региональный отряд Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения "Юнармия" и кадеты Бряндинской средней школы.

На Ил-76МД-90А снижен удельный расход топлива на 12 процентов, а дальность полета увеличена на 18 процентов

В полной комплектации

В 2012-м Минобороны заключило контракт, согласно которому предприятие "Авиастар-СП" должно до 2020 года построить 39 самолетов Ил-76МД-90А для Вооруженных Сил России.

Необходимо отметить, что переданный заводской "ноль один - ноль девять" усовершенствован по сравнению с ранее поставленными воздушными судами установочной партии с учетом результатов их эксплуатации в Воздушно-космических силах и первого этапа совместных государственных испытаний. В ходе него в полной мере реализованы все требования военного ведомства по укомплектованности воздушного судна авиационными системами и оборудованием.

Новый тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А представляет собой глубокую модернизацию, выполненную на базе серийного Ил-76МД. Новинка предназначена для парашютного и посадочного десантирования, а также перевозки личного состава, вооружения, военной и специальной техники, различных грузов, в том числе в контейнерах или резервуарах.

Все работы по глубокой модернизации тяжелого военно-транспортного самолета от начала проектирования и до выпуска летного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство, использующее современные цифровые технологии.

Новая модификация имеет ряд усовершенствований, которые так или иначе взаимосвязаны и нацелены на расширение летно-технических характеристик по сравнению с базовым Ил-76. Прежде всего, взамен двигателей Д-30КП2 машину оснастили четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой. При этом новые моторы имеют более низкий уровень шума. За счет такой ремоторизации Ил-76МД-90А соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиями Главы 4 Приложения 16 стандарта Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу.

Значительно расширила эксплуатационные возможности самолета установка модифицированного крыла, состоящего из длинномерных панелей. Выполненное конструктивное улучшение позволило увеличить объем топливных баков. В совокупности с более экономичными двигателями это обеспечило новой машине более высокую топливную эффективность. Существенно увеличена дальность полета по сравнению с Ил-76.

Двигатели с более высокой мощностью позволили увеличить и грузоподъемность машины. В связи с этим усилили шасси. Новое воздушное судно имеет максимальную взлетную массу 210 тонн, а ее максимальная грузоподъемность - 60 тонн. При этом самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых и бетонных аэродромах с высотой до 3000 м над уровнем моря.

- Мы выполняли полет на дальность в 5000 километров с максимальной десантной или транспортной нагрузкой 52 тонны. Проверяли заявленные характеристики на скороподъемность и дальность полета самолета. Все характеристики подтвердились, даже с некоторым избытком, - рассказал летчик-испытатель летно-испытательного комплекса "Авиастар-СП" Олег Ганович.

Все предложения учтены

Конструкторы уделили особое внимание и начинке военного транспортника. Полностью модернизированы кабина экипажа и комплекс оборудования. На самолете применено современное цифровое пилотажно-навигационное оборудование. На приборной панели летчиков расположены шесть цифровых многофункциональных индикаторов (МФИ), которые обеспечивают необходимую для управления самолетом индикацию параметров авиационных систем, пилотажных, навигационных параметров и системы автоматического управления САУ-76. На пяти из них летчики могут устанавливать необходимую страницу информации. Имеется МФИ и на рабочем месте штурмана, на котором обеспечивается отображение навигационной информации. Кроме того, на машине установлено и другое современное оборудование, которое увеличивает точность самолетовождения и десантирования.

Таким образом, на воздушном судне в полной мере реализована так называемая стеклянная кабина. Она позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.

Самолет не имеет кормовой установки с двумя пушками ГШ-23, но зато имеет оборонительный комплекс радиоэлектронной борьбы семейства "Витебск", который обеспечивает защиту от управляемых ракет с головками самонаведения, работающими в инфракрасном или радиолокационном диапазоне.

Ил-76МД-90А оборудован и современным комплексом средств объективного контроля. Помимо бортовой системы регистрации режимов полета, предназначенной для записи основных параметров полета, работы силовых установок, систем и оборудования, а также трехкомпонентного самописца - для регистрации в полете высоты, приборной скорости, перегрузки и речевого самописца, для записи переговоров в кабине экипажа, самолет оборудован средством видеоконтроля, устанавливаемым в кабине экипажа. Видеозапись позволяет при необходимости визуально ознакомиться с действиями экипажа при работе с арматурой кабины, распределением внимания в кабине и закабинном пространстве при выполнении полетного задания на всех его этапах.

Стоит особо отметить, что при создании новой модификации воздушного судна конструкторы весьма внимательно отнеслись к пожеланиям и предложениям экипажей военно-транспортной авиации, которые освоили первые три машины из опытной партии. Она была поставлена в Ивановский авиацентр ВТА. Здесь прошел переучивание на новый тип авиационной техники и экипаж самолета из авиационного полка ВТА, базирующегося на аэродроме Ульяновск-Восточный.

- Все наши предложения в этой машине полностью учтены, в том числе и по эргономике, - отметил командир корабля капитан Николай Кораблев. - Общее впечатление - положительное и радостное. Это перспективная техника, работающая с использованием цифровых технологий, за ней будущее.

В целом самолет состоялся, а в реализации проекта так называемый центр тяжести смещается из опытно-конструкторской работы в полномасштабное серийное производство. В настоящее время Ил-76МД-90А проходит второй этап совместных государственных испытаний. Как пояснил командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, нет каких-либо факторов, которые ставили бы под сомнение успешное завершение этих испытаний в ближайшем будущем.

- Самолет эффективен, востребован, ожидаем. Это первый серийный самолет, который мы получаем в местный полк, созданный специально под эту авиационную технику. Сегодняшнее событие - это поистине историческое событие, которого ждали наша страна, Вооруженные Силы, военно-транспортная авиация, - заявил командующий ВТА.

Как рассказал генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, на базовом аэродроме авиачасти на новой машине будут выполнены плановые полеты с общим налетом 50 часов. После этого она в полной мере станет использоваться для выполнения транспортных задач по перевозке личного состава и грузов.

На "ручном управлении"

Однако положение дел с серийным производством самолета далеко не идеальное. В конце марта завод посетил вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонно-промышленный комплекс. Он констатировал, что предприятие сорвало выполнение гособоронзаказа 2018 года, три машины, которые должны были выйти в рамках выполнения контракта по Ил-76МД-90А, идут с опозданием примерно на три-четыре месяца. По его оценке, сложившаяся ситуация пока не критична, но на заводе будет введено "ручное управление", так как "другого выхода сейчас нет". Для этого будет создана специальная комиссия Минпромторга и Минобороны.

- Это означает, что практически ежемесячно два замминистра будут проводить совместные совещания, собирать всю кооперацию и отслеживать ход подготовки, производства и завершения всех НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по этому направлению, - заявил Юрий Борисов. - Перед заводом поставлена задача в этом году выпустить не менее шести самолетов, в следующем выйти на объем не менее семи самолетов, а начиная с 2021 года есть возможности делать гарантированные 10-12 самолетов.

Вице-премьер отметил, что хороший экспортный потенциал Ил-76МД-90А не реализован "из-за узости производственных возможностей". С целью устранения имеющихся препон для ритмичного серийного выпуска нового изделия на "Авиастар-СП" реализуется программа модернизации производственных мощностей. На заводе обновлено производство гальваники, заготовительное, механообрабатывающее. Идет обновление его инфраструктуры и станочного парка.

- Уже приобретено и смонтировано более сотни единиц высокоточного высокопроизводительного оборудования. Приобретено более тысячи наименований технологического оборудования на сумму свыше 5 млрд рублей, - заявил на днях директор по производству "Авиастар-СП" Сергей Платонов.

В июне планируется закончить реконструкцию корпуса производства окончательной сборки и введение в действие поточной линии сборки. Она будет оснащена 10 станциями и 27 единицами высокоточного оборудования, что позволит нарастить мощности завода. "Поточная линия сборки проектировалась под максимальную мощность 18 самолетов в год при двусменном режиме работы", - уточнил директор по производству.

По мнению экспертов, после увеличения производственных мощностей завод сможет в полной мере обеспечить вывод новой модификации Ил-76 на мировой авиарынок.

У нас сегодня есть несколько переговорных процессов с иностранными заказчиками. Не хотел бы называть конкретные страны, но уверен, что в ближайшее время, может быть в этом году, мы выйдем на подписание конкретных контрактов, - заявил Алексей Рогозин на церемонии передачи первого серийного Ил-76МД-90А....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка