Автор: Александр Волобуев, Николай Хренков
Опубликовано: 05.04.2019, 08:37
 

Билеты на бочку: цены на авиаперевозки продолжают рост, несмотря на снижение стоимости керосина

Российские перевозчики ждут поддержки из госбюджета


[image]

Стоимость авиакеросина снижается пятый месяц - с ноября по март она уменьшилась примерно на 12-17%, рассказали "Известиям" в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Это подтвердили эксперты и участники авиарынка. Однако падение цен на топливо, которые авиаперевозчики называют наиболее затратной частью в структуре расходов, не поможет избежать подорожания авиабилетов, считают эксперты. Сказывается накопленный эффект за прошлые годы, когда керосин прибавлял в цене по 25-30% ежегодно, а также другие негативные факторы.

Дешевле с каждым месяцем

С ноября прошлого года по конец марта нынешнего биржевые котировки на керосин снизились на 16,4%, внебиржевые цены - на 15,7%, а индексы цен сопоставимых зарубежных рынков (Netback) - на 11,6%. Об этом "Известиям" сообщили в ФАС.

Тенденцию удешевления топлива для перевозчиков подтвердили в Argus Media. По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, цены на керосин пошли вниз с 1 ноября, опустившись к началу февраля с 52 тыс. рублей за тонну до отметки примерно в 43 тыс. рублей, на которой остаются сейчас. Тренд на снижение совпал с подписанием соглашения кабмина с нефтяниками, по которому были заморожены цены на АЗС.

- Соглашение оказало свое влияние на стоимость авиакеросина, хотя заморожены были цены только на бензин и дизтопливо, - пояснил "Известиям" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. - Дело в том, что значительная часть керосина на внутреннем рынке идет не для заправки в крыло, а смешивается на коммерческих нефтебазах для производства зимнего дизельного топлива. Поскольку цены на него были заморожены, это сказывалось и на стоимости керосина.

В Argus согласны с этим тезисом, но называют и другую причину - пристальное внимание регулирующих органов к стоимости авиатоплива.

Александр Фролов полагает, что продление соглашения кабмина с нефтяниками продолжит оказывать сдерживающее влияние на стоимость керосина. В связи с этим маловероятно, что авиаперевозчикам удастся убедить правительство в необходимости их существенной поддержки из бюджета, добавил эксперт.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Сергей Пикин согласен с этим. По его словам, апелляции авиаперевозчиков к росту цен на нефть "используются ими для оправдания повышения стоимости билетов".

Спасение улетающих

По итогам заседания правительства на прошлой неделе Минэнерго, Минтрансу и ФАС были даны поручения провести мониторинг цен на авиабилеты и керосин и в случае необходимости представить в кабмин до 26 апреля свои предложения о том, как не допустить их роста.

Пока рано судить о том, повлияют ли результаты мониторинга на позицию правительства о господдержке авиакомпаний, сказали "Известиям" в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака. Принимать решение о поддержке - вопрос вице-премьера Максима Акимова, а Дмитрий Козак курирует его в плане цен на авиатопливо, пояснил пресс-секретарь вице-премьера Илья Джус. Он напомнил, что, в отличие от моторного топлива, цены на которое сдерживаются государством, стоимость керосина не регулируется.

Финальное решение о поддержке авиакомпаний будет приниматься по итогам оценки предложений ФАС, Минэнерго и Минтранса, сказал "Известиям" представитель Максима Акимова. Вероятнее всего, в процессе подготовки будут учтены пожелания и просьбы Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), добавил он.

В конце марта АЭВТ направила Максиму Акимову письмо, в котором попросила предоставить авиакомпаниям единовременную субсидию в сумме 23,18 млрд рублей, увеличить обратный акциз на керосин в 1,7 раза и обнулить НДС на полеты в обход аэропортов московского авиаузла. В ассоциации подчеркивали, что рост цен на авиабилеты в экономклассе за январь-февраль 2019 года составил 7,5% - темп втрое выше, чем за весь прошлый год. Такой резкий рост в АЭВТ объяснили в том числе подорожанием керосина, который составляет 29% в издержках перевозчиков.

ФАС считают, что затраты на топливо не могут быть решающим фактором, который заставляет авиакомпании поднимать цены на билеты, тем более что его стоимость снижается.

- Если сопоставлять изменения цен на топливо с аналогичным периодом прошлого года, то они уже нашли отражение в динамике цен на авиабилеты и в размерах топливных надбавок в прошлом году и в первом квартале 2019-го, - подчеркнул в разговоре с "Известиями" замруководителя антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Заоблачный ценник

Авиакомпании согласны, что цены на керосин снизились в сравнении с октябрем-ноябрем, но считают эту тенденцию не показательной - рынок отыгрывает резкое увеличение в 2017-2018 годах. В "Уральских авиалиниях" считают корректным сравнивать мартовские цены на керосин с аналогичным периодом 2018 года. В таком случае, по данным авиакомпании, виден рост на 3-8% в зависимости от аэропорта.

Представитель перевозчика также подчеркнул, что продолжают расти другие издержки авиакомпаний, в том числе расходы на аэропортовое обслуживание. По данным S7 Airlines, в прошлом году цены на авиатопливо были на 30% выше, чем в 2017-м, и на 55% - чем в 2016-м.

- Пик цен приходился на осень прошлого года. Сейчас стоимость авиакеросина чуть ниже, однако она все еще высокая, - добавил представитель S7.

В S7 подчеркивают, что на фоне растущих убытков авиакомпании не смогут сдерживать стоимость перевозки пассажиров без помощи от государства. В "Аэрофлоте", "Победе", Utair, Nordavia, Red Wings на запрос "Известий" не ответили.

Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак уверен, что авиабилеты в России продолжат дорожать.

- Авиакомпании давно работают за гранью рентабельности, и убытки должны быть тем или иным образом компенсированы. Сбалансированная цена билета - примерно $100 за 1 тыс. км пролета. Сейчас она вдвое ниже, - сказал он.

Похожее мнение высказал "Известиям" аналитик "Финама" Алексей Калачев.

- Долгое время авиакомпании сдерживали цены на билеты, несмотря на существенное подорожание топлива, аэропортового обслуживания и других издержек, теперь идет обратный процесс, - отметил он.

Борис Рыбак считает, что российский рынок воздушных перевозок рано или поздно придет в равновесие за счет роста стоимости перелетов, как уже произошло в США. Это позволит авиакомпаниям поправить финансовое положение, но снизит доступность авиапутешествий.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 апреля 2019 года | Дайджест публикаций за 5 апреля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости