О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Покоритель высоты. Как югорчанка стала рекордсменом по вертолетному спорту

Людмила Кошиль с детства грезила летать на вертолетах. Волевой характер женщины помог осуществить мечту

Людмила Кошиль с детства грезила летать на вертолетах. Волевой характер женщины помог осуществить мечту.

Людмила Алексеевна Кошиль - первая и до сих пор единственная в мире женщина - бортмеханик вертолета, девятикратная рекордсменка мира по вертолетному спорту. Это стало звездным событием в родословной югорчанки, хотя интересного в ней и так хватало.

Ссыльный матрос и мансийские корни

В 1908 году в хантыйскую деревню Шапша, что в нескольких десятках километров от села Самарово, а ныне - Ханты-Мансийска, был сослан матрос Алексей Зелененко за участие в мятеже 1905 года на крейсере "Очаков", которым руководил лейтенант Шмит. Очевидно, матрос был довольно грамотным и предприимчивым человеком, потому что сразу понял: здесь можно зарабатывать деньги. И он занялся рыботорговлей.

Его обозы ходили в Тобольск, где он и выглядел статную красавицу Марфу - мансийку из деревни Гари. Ее муж утонул, и она подрабатывала у рыбаков. Она и у Зелененко вела хозяйство твердой рукой, а еще слыла очень смелой женщиной.

Однажды в Шапшу заявился медведь. Перерезал овец и сложил в кучу посередине улицы. Люди попрятались по домам, а Марфа стала бить в большой медный таз. Косолапому это не понравилось, и он, прихватив часть добычи, ушел.

Зелененко богател, построил склады (последний снесли всего несколько лет назад), решил построить школу, но с одним условием: не преподавать там закон Божий. Не успел опальный матрос осуществить свое желание, пришедшие колчаковцы, не разобравшись, что к чему, расстреляли его. Марфу не тронули. Она решила перебраться в другую деревню. Выдала там замуж повзрослевшую дочь Ксению (будущую бабушку Людмилы Кошиль) за ревкомовца Маркела Сумкина, убежденного большевика.

Дед крестил остяков

Яркой оказалась родословная Кошиль и по другой линии. Ее дед - Михаил Жильцов - называл себя челдоном (человек с Дона, беглый русский). Охотник и коновал, он был отчаянно смелым буденновцем, женщины не отдавали за него замуж дочерей. После гражданской войны Жильцов осел в хантыйских юртах Майон (будущий Мегион). Он оказался очень полезным человеком: лечил скотину и даже... крестил остяков (ханты), пояснял святое писание. После его смерти некоторые ветеринарные вещи, церковные книги перешли в музей, а кое что Алеша - сын Людмилы Алексеевны, оставил себе на память.

Семейство Кошиль гордится и Алексеем Михайловичем Жильцовым - отцом Людмилы. В Великую Отечественную войну он был разведчиком, имеет награды. После демобилизации руководил колхозом в Большетархово в Нижневартовском районе, а когда сюда пришли нефтяники, стал бурильщиком в бригаде Григория Ивановича Норкина, тоже фронтовика.

Как и другим членам бригады, Алексею Жильцову досталась слава первооткрывателей Самотлорского месторождения нефти. А школьнице Люсе (так называли Людмилу в детстве) выпала честь вручить букет цветущей черемухи самому Норкину, когда их торжественно поздравляли. Спустя много лет Людмила Кошиль написала об этих исторических для всей страны событиях книгу для детей "Первая нефть Баграса".

Мечта о небе

Сверстники Людмилы мечтали тоже искать и находить нефть, она же думала о небе. Вертолеты - верные спутники геологов и нефтяников, стали ее мечтой. Когда родители узнали о выборе дочери, схватились за голову: в училища принимают только парней, да и наверняка там огромный конкурс, а Люся - не просто девочка, а еще и метр с кепкой, а точнее - 149 см. И только дед, бывший буденовец, улыбался: Люся в него уродилась характером, настырная, и добьется своего. Вначале девушку, да еще и провинциалку, в летное училище и вправду не приняли. Но со второй попытки все получилось. Казалось бы, мечта сбылась. Но до нее еще надо было столько вытерпеть! После окончания авиатехникума девушка работала авиамехаником: вставала в 4 утра и готовила вертолеты к работе - таскала тяжеленные аккумуляторы в -40 градусов мороза, разогревала их. "Однажды для поездки в США нужно было снять отпечатки пальцев. Не вышло. Нет их у меня, все на вертолетах оставила!" - улыбается Людмила Алексеевна.

В небо ее пустили через три года. Людмила Кошиль стала членом единственного в СССР женского вертолетного экипажа - звездной четверки. Вместе с командиром Инной Копец, Валентиной Волковой и Тамарой Афанасьевой ей выпало поднять в небо гигантский МИ-26, только опробованный испытателями. Девчонки сразу установили рекорд.

Когда я познакомилась с Людмилой Кошиль, она уже летала бортмехаником по нефтяным месторождениям - возила оборудование, вахты. Как журналист, я работала с письмами читателей, а она, как член окружкома КПСС, возглавляла комиссию по проверке писем, жалоб и заявлений от жителей округа. Так мы и подружились.

Уже тогда меня удивила ее способность рационально распределять время на работу, воспитание сына, чтение книг, до которых она большая охотница, на общественные дела и на дачу.

Людмила Кошиль несколько раз избиралась депутатом окружного Совета, Думы, прежде всего защищая интересы коренных народов Югры. В ее паспорте записано "русская", но гены бабушки Марфы, отважной язычницы, нет-нет да и проявляются в Людмиле Алексеевне упрямством в достижении целей, умением убеждать.

В одну из моих командировок Людмила предложила слетать с ней маленькую хантыйскую деревушку Сосновый Бор. Конечно, я ухватилась за такую возможность. Не помню цель поездки, запомнила лишь, как Людмилу там встречали - с объятиями, расспросами, гостинцами. Им было безразлично, что Кошиль - девятикратная рекордсменка мира по вертолетному спорту, что летает почти на всех видах вертолетов, ее любили простодушно, как родную, доверяли ей свои нужды. Наверное, сейчас женщины-вертолетчицы - не уникальный случай, но тогда, в советское время, она была единственной в стране. Международная женская ассоциация "Верли герлз" из американского города Хьюстон приняла Людмилу в свой клуб. Это было очень почетно, но она больше дорожила дружбой с Мариной Попович - женой известного космонавта.

Характер у Людмилы Кошиль - мужского склада. Опасностей она никогда не боялась, а их было немало. Лишь однажды испугалась, и то, как признается, не за себя, а за мужа и сына - как они будут без нее? Тогда ее верный друг вертолет падал: отказал двигатель. Но все обошлось. Пилоты не пострадали, но по приезде в Нижневартовск все, доселе закоренелые атеисты, пошли в церковь, поставили свечи, помолились, как могли, благодаря Всевышнего за чудесное спасение. Тогда Людмила Алексеевна покрестилась и стала постоянной прихожанкой храма.

Назад в детство

Выйдя на пенсию, Людмила Алексеевна начала заниматься с детьми. Тогда в Нижневартовске открылся молодежный авиаклуб "Крылья Самотлора", где легендарная югорчанка преподавала историю вертолетостроения. Ребятам очень нравилось заниматься в клубе, хотя требования к ним были довольно жесткие - знание математики, физики, компьютера.

В это же время Людмила Кошиль к удивлению своих родных и друзей, да, как она признается, неожиданно для себя самой, начала писать рассказы для детей. Сюжетами стали случаи из ее озорного детства, героями - коренные жители, ссыльные калмыки, сверстники, но в первую очередь - она сама, неугомонная Люська, "чудо природы".

Первая книга "Люськины рассказы" сразу понравилась ребятам всех возрастов за легкий язык, смешные и не очень, происшествия озорной, пытливой девчонки. Мало того, книгу перевели на два диалекта хантыйского языка (сургутский и ваховский). Затем появилось продолжение "Люськиных рассказов", а в 2015 году вышла в свет пока что единственная детская книга о нефтяном покорении Югры - "Первая нефть Баграса".

Недавно Людмила Алексеевна вместе с супругом - тоже вертолетчиком, переехала жить на побережье Краснодарского края. И главными украшениями нового дома сибиряков стали семейные реликвии - самовары, сумка прадеда-коновала, вещи с мансийскими и хантыйскими орнаментами. Людмила Алексеевна трепетно бережет память своего рода, в котором тесно переплелись русские и финно-угорские корни....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и Факты - Югра». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка