О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

НЛО над головами

Толкущаяся в воздухе армада разнообразнейших летательных аппаратов все чаще эта выписывает кренделя над головами без всякого учета и контроля

Ох и тесен нынче "пятый океан". В воздухе одновременно находятся десятки тысяч самолетов и вертолетов, на оживленных авиатрассах тоже, представьте, пробки, как на Бульварном кольце столицы в час пик. А счет больших и малых беспилотников уже идет на сотни тысяч. И все чаще эта армада выписывает кренделя над головами без всякого учета и контроля. Неслучайно ИКАО - орган, отвечающий за безопасность полетов в мире, - в качестве приоритета назвал интеграцию беспилотных систем в несегрегированное воздушное пространство. У нас был шанс еще в начале века внести вклад в решение этой проблемы, но...

В 2003-м глава Росавиации Александр Нерадько с гордостью демонстрировал журналистам только что созданный Ситуационный центр, энергичные гиды рассказывали о важном шаге на пути к безопасности полетов. Отныне экипажи, попавшие в непредвиденные ситуации, могли рассчитывать на полноценную поддержку с земли. Спутниковая система связи постоянно передавала данные о скорости, высоте и наличии топлива, сообщала о неполадках на борту. Тут-то подключаются опытные консультанты из Центра. А если случилось ЧП с вынужденной посадкой, на помощь вылетает спасательный отряд...

Но не прошло и пары лет, как Центр бесследно исчез из дома на Ленинградском проспекте вместе с дорогостоящей техникой, а его руководителями занялись правоохранительные органы. И вот сегодня идею, уже тогда получившую высокую оценку экспертов, приходится реанимировать. Зачем?

21 марта 2007 года. Катастрофа Ми-8 в Республике Коми. Экипаж после падения оставался жив, но помощи не дождался. Люди погибли от переохлаждения. 9 января 2009-го. Катастрофа вертолета Ми-171 авиакомпании "Газпром авиа" в Горно-Алтайском крае. Погибли семеро. Большая спасательная группировка обнаружила вертолет только через двое суток. 19 декабря 2009-го. Катастрофа вертолета Ми-171 авиакомпании "Газпром авиа" у аэродрома Воркуты. На борту находились три члена экипажа и 22 пассажира.

10 октября 2014-го. Катастрофа Ми-8Т авиакомпании "Тува Авиа". Погибли 14 человек. Только год спустя случайно обнаружили с воздуха останки погибших. 26 октября 2017-го. Катастрофа Ми-8 авиакомпании "Конверс Авиа" в Норвегии. Погибли восемь человек - экипаж и ученые. Если бы на вертолете была спутниковая система контроля, норвежские спасатели, возможно, успели бы помочь...

Глава Международного агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников уверен, что внедрение спутниковых средств наблюдения и передачи данных о состоянии воздушных судов спасло бы многие жизни. Но на пороге новая серьезная проблема: беспилотники - высокотехнологичная и самая динамичная сфера гражданской авиации. Формально у нас существуют Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и так называемая Единая система управления воздушным движением. Но фактически Центры ОВД за перемещениями объектов на малых высотах сегодня наблюдать просто не в состоянии. А между тем уже сегодня производители поставляют для разных нужд - от геологоразведки и контроля за экологией до развлечений - более 5 тысяч отечественных промышленных беспилотных авиационных систем. Добавьте 30 тысяч "иномарок", доступных нашим клиентам. И как обнаружить эту армаду, если она летает без средств опознавания - трекеров?

Прошлым летом были отправлены письма министру транспорта РФ, начальнику Генштаба, руководителю Роскосмоса. Минобороны хотя бы согласилось с необходимостью выработки правил, а Минтранс и Роскосмос отмолчались. В планах транспортного ведомства разработка законодательных актов, правил полетов, регламентов и стандартов отнесена аж до 2027 года. Но проблема-то уже сегодня стоит достаточно остро!

"Даже если представители этих ведомств сядут за стол переговоров, вопрос не решится", - говорит корреспонденту "Труда" Юрий ФИНК, гендиректор компании Fink Electric, занимающейся созданием средств контроля безопасности полетов и движения железнодорожного транспорта. В его офисе воссоздана практически копия того самого Ситуационного центра, так бесславно пропавшего с радаров. Сам видел здесь аппаратуру отечественного производства, документы с рекомендациями за подписями авторитетных руководителей авиационных ОКБ, ученых, государственных деятелей. Но Юрий Михайлович сетует: заниматься масштабным производством и внедрением систем безопасности сложно. Чиновники хотят получить немедленную финансовую отдачу, а это невозможно.

А вот с железнодорожным транспортом разработчикам систем безопасности повезло. Представьте громадный экран с картой страны, где отражается система контроля за всеми находящимися в движении поездами - вплоть до состояния буксовых узлов каждого вагона от Калининграда до Владивостока. Оператору на карте достаточно с помощью курсора выбрать объект, чтобы с благодаря системе ГЛОНАСС определить причину неисправности и связаться с поездной бригадой. И это работает!

Чтобы обеспечить такой же контроль над низколетящими аппаратами, достаточно на них разместить трекеры и на правительственном уровне пересмотреть разрешенные мощности передающих устройств, работающих в системе Wi-Fi. Особенно это необходимо в горной местности, где затруднен поиск потерпевших бедствие.

"Руководство ОАО "РЖД" посчитало наши разработки приемлемыми и экономически целесообразными, - заключает Финк. - Нашлись средства, организовали обучение специалистов..."

Кстати, в гражданской авиации таких специалистов пруд пруди. Каждый год сотни опытнейших пилотов списывают на землю по здоровью или возрасту, многие вынуждены уходить в вахтеры и охранники. Кому, как не им, людям профессиональным и дисциплинированным, доверить работу консультантов в таком Ситуационном центре?

P.S. Еще в 1999-м компания Юрия Финка оборудовала первый самолет - борт тогдашнего главы МВД Владимира Рушайло - станцией спутниковой связи. Системы эти вызывают интерес и у зарубежных специалистов. Ситуационный центр посещала Джанет Наполитано, министр национальной безопасности США. Затем последовали контракты с NASA по обеспечению трансляций и передачи телеметрии с места посадки спускаемых аппаратов. Системы безопасности были установлены на борта МЧС, в том числе и на Ми-8 и самолет Як-42, на которых летал Сергей Шойгу. Связью были оборудованы около 100 самолетов, их координаты и другие полетные данные постоянно поступали на серверы в Ситуационном центре... Не пора ли вернуться к хорошо забытому старому?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка