О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Двигатель АЛ-41Ф-1 для Су-57. Мнение специалиста о технологии разработки авиационных двигателей

Двигатель "первого этапа" АЛ-41Ф-1 для истребителя Су-57 запущен в серийное производство. Сейчас идут работы над двигателем "второго этапа" для Су-57

"Государств, способных производить современные авиационные турбореактивные двигатели, меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием. Или тех, что запускают в космос спутники. Всего четыре страны - Великобритания, Россия, США и Франция - владеют технологиями полного цикла создания современных турбореактивных двигателей." (Из интервью "Российской газете" академика РАН Евгения Каблова).

"Несмотря на предпринимаемые усилия, Китай производить современные авиадвигатели пока не может. Да, китайские ученые быстро скопировали наш истребитель, однако скопировать его двигатель АЛ31Ф им до сих пор не удалось.

Вот почему технологии разработки авиационных двигателей оберегаются как важнейшая государственная тайна. И касается это не только военной авиации, но и гражданского флота.", - сказал в интервью Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), президент Ассоциации государственных научных центров "Наука", академик РАН Евгений Каблов.

Итак, двигатель "первого этапа" АЛ-41Ф-1 для истребителя Су-57 запущен в серийное производство. Сейчас идут работы над двигателем "второго этапа" для Су-57.

"Двигатель отличает способность обеспечивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также полностью цифровая система управления", - говорится в презентации о новом двигателе. Первый испытательный полет двигателя "второго этапа" состоялся в декабре 2017 в составе Су-57.

На данный момент

Созданный "ОКБ им. А. Люльки" филиалом ПАО "ОДК-УМПО" двигатель АЛ-41Ф-1 обеспечивает новейший перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации самолет Су-57 разработки ПАО "Компания "Сухой" конкурентоспособными характеристиками, такими как сверхманевренность, тяговооруженность, малая заметность.

Основные преимущества двигателя АЛ-41Ф-1 по сравнению с предшественниками:
  • Повышенная тяга;
  • Снижение заметности;
  • Плазменная бескислородная система розжига основной и форсажной камер сгорания;
  • Принципиально новая электронная система автоматического управления (САУ) двигателем на основе электронного цифрового регулятора с полной ответственностью, интегрированная с системой управления объектом, обеспечивающая управление, контроль и автоматизированное диагностирование изделия и его основных элементов.
  • Многократное резервирование систем управления двигателем позволяющее сохранять работоспособность после воздействия различных поражающих факторов.
Разработка двигателя АЛ-41Ф-1 начата в 2004 году. Двигатель успешно прошел государственные стендовые испытания, теперь передан в серийное производство.

Двигатель АЛ-41Ф-1 поколения "5-" для силовой установки ПАК ФА Су-57 - это первый отечественный двигатель для самолетов фронтовой авиации, обладающий свойствами малозаметности и оснащенный системой автоматического управления типа FADEC на российской компонентной базе. В ходе испытаний подтверждены требования, предъявляемые к двигателям боевой авиации.

В 2017 году завершены государственные стендовые испытания двигателя. В декабре 2017 года состоялся первый полет двигателя 5-го поколения в составе самолета Су-57. В феврале 2018 года оформлен Акт государственных стендовых испытаний.

Всего в ходе ОКР изготовлено 38 двигателей АЛ-41Ф-1. Изделия, предназначенные для летных испытаний, проходят опытно-летную эксплуатацию в составе 10 самолетов Су-57.

Двигатель АЛ-41Ф-1 является модернизацией двигателя АЛ-41Ф-1С разработки ОКБ им. А. Люльки, успешно прошедшего государственные стендовые испытания в 2014 году. Основным отличием от двигателя АЛ-41Ф-1С является новейшая электронная система управления, обеспечивающая адаптивное управление силовой установкой самолета Су-57 в различных условиях эксплуатации, во всем диапазоне применения. Именно эта система будет развиваться и применяться в последующих разработках.

"Показатель высочайшего уровня развития машиностроения"

Евгений Каблов: "В 70-е годы прошлого века перед авиационной промышленностью СССР стояла задача освоения в производстве ГТД четвертого поколения для новейших истребителей: легкого МиГ-29 и тяжелого Су-27. Изначально двигатели этого поколения имели турбину с литыми лопатками с высокой эффективностью охлаждения. Сложная конструкция внутренней полости охлаждаемой лопатки приводила к их термоусталостному разрушению при наработке только 30 процентов ресурса.

"Показатель высочайшего уровня развития машиностроения" Евгений Каблов: "В 70-е годы прошлого века перед авиационной промышленностью СССР стояла задача освоения в производстве ГТД четвертого поколения для новейших истребителей: легкого МиГ-29 и тяжелого Су-27. Изначально двигатели этого поколения имели турбину с литыми лопатками с высокой эффективностью охлаждения. Сложная конструкция внутренней полости охлаждаемой лопатки приводила к их термоусталостному разрушению при наработке только 30 процентов ресурса.

Я больше скажу. Способность государства производить литые охлаждаемые лопатки - показатель высочайшего уровня развития машиностроения."...
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка