О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Раньше нас принимали за шпионов": ростовчанин о том, кто такие споттеры и как увлечение самолетами становится работой

Слово "споттинг" - это увлечение, заключающееся в наблюдении и съемке воздушных судов, а также ведение специальных сайтов с их реестрами. Эрик Романенко занимается споттингом уже 13 лет, а в последние годы это занятие переросло в настоящую работу

Слово "споттинг" (от англ. spot - "увидеть", "опознать") - это увлечение, заключающееся в наблюдении и съемке воздушных судов, а также ведение специальных сайтов с их реестрами. Ростовчанин Эрик Романенко занимается споттингом уже 13 лет, а в последние годы это занятие переросло в настоящую работу.

Сейчас съемка самолетов в России становится все более популярным увлечением, однако еще лет 15 назад ни авиакомпании, ни аэродромы ничего о нем не знали. Первый официальный споттинг в России состоялся летом 2004 года в аэропорту Шереметьево.

- До этого служба авиационной безопасности совместно с милицией задерживали фотографов за периметром аэропортов, якобы для установления личности, но все равно в итоге отпускали, поскольку в этом нет ничего противозаконного. Сейчас к фотографам уже не относятся как к шпионам, а официальные споттинги проводятся практически во всех аэропортах России на регулярной основе, - говорит Эрик Романенко.

- Когда ты сам начал увлекаться споттингом?

- В 2006 году я жил в Ростове в месте, где регулярно можно было видеть заходящие на посадку самолеты. Тогда я начал читать советские энциклопедии с картинками, чертежами и описанием всего, что летает. После этого пошел в авиамодельный кружок, строил летающие самолеты, участвовал в городских и областных соревнованиях. Это стало началом моей жизни в авиации.

- А как начал непосредственно съемку самолетов?

- В 2007 году, тогда у меня были только телефон и бинокль. Я придумал, что можно их объединить и получится достаточно крупно фотографировать. Тогда я еще не знал, что займусь этим профессионально. Спустя пару лет мне удалось купить первый простенький фотоаппарат, с ним я уже стал ездить ближе к аэропорту - там, где самолеты заходили на посадку. Меня несколько раз задерживали для выяснения личности, но отпускали - ничего противозаконного я не делал. Там же у аэропорта я познакомился со многими своими нынешними друзьями, которые приезжали посмотреть и сфотографировать воздушные суда. Мы ходили пешком через поля, в жару, холод и ливень по 10 километров, но было интересно - как пообщаться, так и побывать в новых местах. Чтобы снять из-за забора, мы искали любые возвышенности - деревья, камни и т. п.

- Что-то необычное удалось тогда заснять?

- Однажды мы с другом поехали в Ростовскую область на один из аэродромов, как нам позвонил знакомый и сообщил, как слышал по рации, что группа из 10 самолетов Ан-2 собирается совершить дозаправку на закрытом еще в 1990-е годы маленьком сельском аэродроме. Мы стали спрашивать у местных, где находится этот аэродром, еле нашли его по карте и приехали туда буквально перед посадкой самолетов. Это были лайнеры из Белоруссии, которые летели с химических работ из Ставрополя в Гродно. Столько самолетов Ан-2 увидеть вместе можно не так часто. Мы тогда пообщались с экипажем и сделали снимки. Кроме того, мы часто искали информацию о заброшенных аэродромах Ростовской области, ездили к ним.

- Кто-то давал "наводки" на интересные перелеты?

- Тогда среди споттеров было много работников из авиационных кругов. Сейчас все проще: самолеты видны прямо на карте на популярном сайте flightradar24. Также есть множество авиационных форумов, где люди делятся своей информацией.

- Что ты делал для того, чтобы получать красивые кадры?

- Как я сказал, сначала я снимал на телефон, а потом - на простенький фотоаппарат. После этого я решил развиваться дальше и поменял с десяток фотоаппаратов с объективами. Сейчас делаю снимки на профессиональную фототехнику. Однако важно не только то, на что снимаешь - нужно уметь пользоваться камерой, видеть правильные ракурсы и свет. Важно и редактирование: авиационные фотографии несколько отличаются от других жанров, к ним нужен особый взгляд и подход, умение сохранять детали. Обработке я и сам учился сам многие годы, совершенствуясь не без помощи споттеров из других городов.

- О чем общаются или чем делятся между собой в сети споттеры?

- Информацией по перелетам интересных бортов. При этом особый интерес у нас к отечественной авиационной технике, советской, а также новым и редким моделям. Также мы говорим про авиационные мероприятия, авиашоу.

- В чем драйв и особый интерес в споттинге?

- Драйв в путешествиях и полетах. Ведь помимо того, что мы ездим и летаем в различные города и страны, чтобы сделать красивые кадры, мы так же отдыхаем, гуляем по этим городам. Особый интерес в том, чтобы снять что-то редкое: например, можно запечатлеть самолет, который весь выцветший поднимают в небо спустя 20 лет стоянки для перелета на авиаремонтные заводы. Или, к примеру, можно снять только выпущенные на заводе самолеты или вертолеты - такие фотографии часто просят различные СМИ и готовы за это платить. Самое мое любимое занятие - это проведение воздушных съемок, когда снимаешь с одного воздушного судна другое это называется жанр air to air.

- Когда официальные споттинги дошли до Ростова?

- Первое такое мероприятие мы совместно с нашей командой и пресс-службами авиакомпании и еще старого аэропорта провели в 2012 году. В тот день ростовская авиакомпания "Донавиа" получила первый самолет airbus А319.

- Случалось, что официальные службы или авиакомпании узнавали у тебя нужную информацию?

- Иногда бывают моменты, когда я знаю больше чем официальные службы. В этом очень помогает наш дружественный авиационный круг, который сформировался за эти долгие годы в различных городах и странах.

- В итоге твое увлечение переросло в работу?

- Да. Моя мечта была работать в авиации и за последние годы я успел за эти годы много где поработать - как в военных ведомствах, так и в гражданских. Где-то официально, где-то нет. Сейчас я работаю в международном аэропорту Платов, занимаюсь наземным обслуживанием авиационной техники. Работа очень нравится как графиком, так и тем, что мне все это интересно! Кроме авиации не вижу себя ни в какой другой сфере. Я считаю, нужно заниматься тем, что ты любишь и что понимаешь.

- А сам ты часто летаешь? Есть ли опыт пилотирования?

Летаю достаточно часто как гражданскими, так и военными самолетами и вертолетами, в том числе и частными. Опыт пилотирования есть - управлял как вертолетами, так и самолетами.

- Ты говорил о споттерах из других городов, а как насчет других стран?

- Ко мне уже неоднократно в гости приезжали иностранные авиалюбители. Благодаря споттингу круг моего общения стал настолько большим, что куда бы я не прилетел, практически в любой город или страну, меня всегда встретят, и покажут места для съемок.

- Чем занимаешься в свободное от работы и споттинга время?

- Свободное от работы время я люблю проводить со своей любимой девушкой. Мне нравится выехать на машине в новые интересные места, на природу, рыбалку. Так как среди споттеров есть и авиационные специалисты, в том числе и пилоты, имеющие личные самолеты и вертолеты, меня приглашают полетать. Также я занимаюсь своими авиационными блогами в соцсетях. Летом по утрам бегаю и катаюсь на велосипеде. Очень люблю быть подальше от центра города - там, где настоящая природа и свежий воздух....
Авторские права на данный материал принадлежат «Блокнот - Ростов». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка