Автор: Максим Митченков
Опубликовано: 08.05.2019, 08:31
 

"Только командир корабля может избрать систему захода на посадку"

Авиаэксперт в эфире "Ъ FM" - о переговорах пилотов SSJ 100 и диспетчеров


[image]

Диспетчеры не получили от экипажа сигнал о необходимости встречать аварийный лайнер на посадочной полосе. В СМИ появилась расшифровка переговоров пилота Sukhoi Superjet 100 и диспетчеров. При потере связи экипаж передал на землю сигнал о поломке. Диспетчеры уточнили, нужна ли какая-нибудь помощь. Пилот ответил: "Нет, пока все нормально. Штатно". Диспетчер уточнил: "Только проблемы со связью, вас правильно понял?" Евдокимов произнес в ответ: "Связь и потеря автоматического управления самолетом". В прямом эфире радиостанции "Ъ FM" переговоры прокомментировал бывший сотрудник главного центра Единой системы организации воздушного движения Виталий Андреев. С ним беседовал Максим Митченков.

- Удалось ли вам ознакомиться с расшифровкой переговоров пилотов? Как вы считаете, о чем могут говорить такие переговоры, насколько сильные были проблемы, насколько осознавали их и в воздухе, и на земле?

- Я все прочитал, и радиообмен, и фразеологию. Все правильно все диспетчера поняли, все прекрасно понял экипаж. В этот период чрезвычайный все правильно было сделано и диспетчерами, и экипажем на тот момент, когда это произошло. Вопрос заключается в самой системе аварийных случаев - они не отработаны. То ли потому, что экипаж мало имел к этому отношение, или мало было тренировок, или проблемы в обучении были - это первое. Второе - исходя из моего опыта, я вам могу сказать, что такие вещи элементарно выполнялись экипажами, которые были опытны в этих делах: были и молнии, и были поражения градом, и системы - но это элементарно решалось. Меня мучает другое. В моей практике было много случаев, когда самолеты были поражены молнией, но таких пожаров от молний не было. Я так понял, что дым в самолете появился раньше, чем была произведена грубая посадка.

- Насколько полную информацию экипаж давал на землю диспетчерам, достаточно ли ее было, чтобы понять, что происходит в воздухе?

- Информации было достаточно, и экипаж передавал все сведения, которыми владел. Я об этом и говорю - про опыт команды. Если она недостаточно опыта имела, то соответствующую информацию и выдавала диспетчерам. А диспетчер получил такую информацию, он принял решение по кратчайшему маршруту завести воздушное судно во избежание всяких неприятностей при соблюдении полной безопасности воздушного судна. Все правильно.

- Только пилоты принимают решение, или диспетчеры как-то могут на них повлиять и взять на себя какую-то ответственность, подстраховаться, отправить аварийные службы на полосу?

- Нет, только командир корабля принимает решение в этом случае, оценивая воздушную обстановку в данный момент, только он может избрать систему захода на посадку в том или ином регионе. Я когда об этом услышал, я открыл интернет и посмотрел систему захода этого воздушного судна. Я сразу понял, что момент был очень поганый, да.

Что касается того, что дальше произошло на земле - это уже вопрос профессионализма, это уже относится к мастерству пилота, экипажа.

У нас вся система эта виновата. Это не только этот случай.

- Про какую систему вы говорите?

- Про систему аварийной безопасности. Вы обратите внимание, самолет садится уже в положении чрезвычайном - ни одной пожарной машины, ни одной команды не прозвучало, чтобы они хотя бы ближе к полосе были и подъехали.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 мая 2019 года | Дайджест публикаций за 8 мая 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат радиостанции «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости