Известия
14 мая 2019, 08:17
Пришествие машин: роботы начнут собирать отечественные самолеты
В России разработана первая отечественная система роботизированной сборки гражданских, транспортных и военно-транспортных самолетов. Технология позволит в разы сократить срок выпуска воздушных судов и снизить до минимума участие в этом процессе человека
Роботы помогут взлететь
В Москве разработали первую отечественную систему роботизированной сборки гражданских, транспортных и военно-транспортных самолетов. Об этом "Известиям" рассказал вице-мэр столицы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.
- Первая отечественная полностью роботизированная линия для бесстапельной сборки крупных самолетов собрана, ее монтаж заканчивается в Ульяновске, и уже летом этого года она может быть задействована в производстве новых транспортных самолетов Ил-476 (Ил-76МД-90А), - отметил он.
Новая технология и оборудование разработаны московским ЗАО "Авиационный консалтинг-Техно". Гендиректор компании Евгений Цодыковский подтвердил "Известиям", что контракт на установку линии заключен с "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК). Он рассказал, что новая технология разрабатывалась столичными инженерами в течение последних четырех лет. В Москве специально под проект были созданы новое конструкторское бюро и опытное производство, общий размер инвестиций превысил 400 млн рублей. В состав команды разработчиков вошли более 70 специалистов, конструкторов и инженеров, большинство из которых выпускники ведущих столичных вузов - МАИ, МГУ, МГТУ имени Баумана и МФТИ.
Владимир Ефимов отметил, что роботизированные комплексы будут сами выполнять наиболее ответственные и трудоемкие этапы - сборку фюзеляжа, стыковку крыла и фюзеляжа, сборку планера самолета. Использование лазерных трекеров (измерительные приборы) и промышленных роботов позволит соединять многотонные агрегаты крупных самолетов с точностью до сотых долей миллиметра за несколько часов. Тогда как ранее подобные операции проводились с участием десятков высококвалифицированных слесарей-сборщиков и занимали недели. В итоге отечественная технология позволит сократить трудоемкость окончательной сборки воздушного судна в три-четыре раза.
На отечественных самолетостроительных заводах сейчас используется лишь несколько похожих линий бесстапельной сборки, правда, все они - иностранного производства.
- Но технологии импортозамещения и "индустрия-4.0" (четвертая промышленная революция. - "Известия") ускоряют развитие отечественной отрасли, - сказал Владимир Ефимов.
Технический директор ОАК Юрий Тарасов подтвердил "Известиям", что в настоящий момент ведется монтаж технологического оборудования новой поточной линии для сборки самолетов Ил-76МД-90А на заводе "Авиастар-СП". Она состоит из 10 станций, обеспечивающих полную сборку воздушного судна из агрегатов планера, поступающих с агрегатно-сборочного производства. На каждой из станций выполняется отдельная операция: от стыковки отсеков фюзеляжа и монтажа гидросистем до навески двигателей и финальной отработки. Перед физической стыковкой проводится "виртуальная", которая позволяет оптимизировать процесс еще до начала перемещения многотонных агрегатов.
По словам Юрия Тарасова, такая технология позволяет снизить трудоемкость работ, обеспечить контролируемое качество и максимальную точность сборки самолета.
- Заложенная разработчиками производственная мощность поточной линии позволит собирать до 18 самолетов год. По сравнению с ранее существующими технологиями это увеличит скорость сборки в четыре раза, - отметил он.
Новые контракты
По словам Евгения Цодыковского, конструкторское бюро заключило контракт на использование технологии для сборки еще одного самолета - нового отечественного пассажирского лайнера Ил-114 на заводе ОАК в Подмосковье. По его словам, линию предполагается установить на предприятии в конце этого года, а начать выпускать с ее помощью самолеты - уже в начале следующего.
Отечественная линия по ряду характеристик превосходит импортные аналоги, в частности немецкие, которые сегодня используются в России для сборки МС-21 и Sukhoi Superjet, отметил Евгений Цодыковский. Она также дешевле зарубежного оборудования на 25-30%.
Юрий Тарасов подтвердил "Известиям", что технологии и ПО, заложенные при разработке новой линии, могут быть использованы для создания аналогичных роботизированных сборочных линий для других типов транспортных и гражданских воздушных судов, в том числе регионального самолета Ил-114-300.
Проверят в действии
С использованием новых технологий стыковки сократится время и повысится качество сборки самолетов, сказала "Известиям" руководитель дирекции перспективных производственных проектов МАИ Валентина Сизикова. Но насколько российская линия будет конкурентоспособна по сравнению с иностранными аналогами, сказать сложно, так как нужно посмотреть ее в работе.
- Результаты тестов пока себя оправдывают. Нужно развивать технологию и попробовать предложить ее рынку, - отметила она.
По словам исполнительного директора "Авиапорта" Олега Пантелеева, роботизация - одна из важных тенденций в машиностроении и авиастроении.
- С учетом того, что одна из проблем авиаотрасли - серьезный дефицит высококвалифицированных слесарей и сборщиков, новация позволит повысить производительность труда и сократить время сборки воздушных судов, - сказал "Известиям" эксперт.
Есть и другой аспект. По мнению Олега Пантелеева, наши самолетостроители уже столкнулись с ограничением доступа к западным технологиям.
- Получение современных роботизированных комплексов западной разработки для российских предприятий стало де-факто невозможным, поэтому ставка на отечественные аналоги - единственный шанс иметь доступ к современной технологии без каких-либо санкционных рисков, - считает эксперт.
По его словам, на старте реализации технологии разработчики отечественного комплекса, конечно, могут столкнуться со сложностями, ведь при создании всякой новой продукции есть риск чего-то не учесть. Но на своих ошибках, если таковые были допущены, отечественные производители будут учиться, и в итоге Россия получит собственную технологию. А ее применение - это обязательное условие сохранения конкурентоспособности отечественных самолетостроительных предприятий. В будущем она может быть опробована и в вертолетостроении, отметил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 26, 2024
Ташкент знакомится с агродроном S-80 Гектор