ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем"
14 мая 2019, 13:00
Академику Федосову - 90!
14 мая 2019 года исполняется 90 лет Евгению Александровичу Федосову
Евгений Александрович родился 14 мая 1929 года в Москве. Отец Е.А. Федосова работал в институте мерзлотоведения Академии наук СССР, кандидат геологических наук, мать - учитель географии. Сравнительно беззаботное детство было прервано войной. Отец был командирован в Якутск для выбора аэродромных площадок в условиях вечной мерзлоты при строительстве аэродромов "подскока", которые использовали США в соответствии с соглашением по "ленд-лизу" по переброске с территории Аляски военной помощи СССР, а Евгений Александрович с матерью были в эвакуации в Башкирии. После возвращения из эвакуации юный Женя совмещал учебу с работой для получения "рабочей" карточки на продукты питания и дополнительного заработка, так как отец умер в 1943 году, а мать получала небольшую зарплату учителя.
Уже со школьных лет у Евгения проявилась тяга к технике и точным наукам. В 1947 году он поступил в кузницу отечественных инженерных кадров - МВТУ им. Н.Э. Баумана на специальность "Электромеханические приборы". Это было трудное время. Авиация переходила на реактивные самолеты, появилась необходимость в разработке новых видов авиационного вооружения, в том числе управляемых ракет. В институте для подготовки специалистов по системам управления ракет была организована новая кафедра профессора Владимира Викторовича Солодовникова, куда был переведен Евгений Александрович, что и определило дальнейшее направление его научной деятельности. Обучаясь на старших курсах, Евгений Александрович проходил практику в НИИ-2 (сегодня - ГосНИИАС), где и защитил диплом по теме "Кормовая пушечная установка для самолета Ил-40". После окончания учебы в аспирантуре МВТУ в 1954 году он перешел на работу в НИИ-2.
В 1954 году НИИ-2 было поручено научно-техническое сопровождение разработки ракет класса "воздух - воздух". Здесь очень пригодились знания молодого выпускника МВТУ, полученные на кафедре В.В. Солодовникова. Эрудированный и энергичный Е.А. Федосов был замечен начальством и назначен ведущим по этой тематике.
В 1956 году Е.А. Федосов защитил кандидатскую диссертацию по теме "Динамическая точность самонаводящихся снарядов класса "воздух - воздух", а воплощением в жизнь научных идей автора и его коллег стала первая, принятая на вооружение, отечественная самонаводящаяся ракета класса "воздух - воздух" Р-8. В дальнейшем Евгений Александрович участвовал в создании практически всех отечественных самонаводящихся ракет класса "воздух - воздух" и "воздух - поверхность".
В 1959 году Е.А. Федосов был назначен заместителем начальника института.
Это был непростой период в истории авиационной промышленности. В стране после запуска первого искусственного спутника Земли и других аппаратов началась эйфория космических исследований. Институт тоже поддался ракетно-космическим влияниям и стал заниматься живучестью космических аппаратов, что стало логическим продолжением работ НИИ по повышению живучести боевых самолетов.
Работая в НИИ-2, Е.А. Федосов по совместительству преподавал в МВТУ до 1970 года. В 1959 году Федосов Е.А. стал профессором на кафедре одного из ведущих создателей советского ракетного "ядерного щита" В.Н. Челомея, где читал лекции по теории управления.
В качестве заместителя директора института, Е.А. Федосов руководил серьезным научным направлением, занимающимся исследованиями по динамике управляемого авиационного вооружения, с развитием которого институт полностью перешел на тематику, связанную с автоматизацией боевых режимов полета в военной авиации. Последующие годы были посвящены комплексному исследованию и разработке новых принципов построения управляемого оружия и систем управления самолетов в условиях боевого применения. В институте были широко развернуты работы по математическому моделированию и созданию комплексов полунатурного моделирования и наземной отработки авиационных ракет вкупе с информационными и вычислительными системами боевых самолетов и вертолетов. Большое внимание уделялось разработке математических моделей процессов пуска ракет с борта летательного аппарата и самонаведению ракет на цель в условиях различных помех - тепловых, оптических и электромагнитных. За создание первой самонаводящейся ракеты класса "воздух-воздух" в 1966 году Е.А. Федосов награжден орденом "Знак Почета".
В 1967 году Евгений Александрович был переведен на должность первого заместителя начальника института. В этом же году в МВТУ им. Баумана он защитил докторскую диссертацию "Спектральный анализ систем со случайными параметрами". Высшая аттестационная комиссия сочла ее одной из лучших научных работ за 1967 год.
В начале 1970 года Е.А. Федосов назначен директором института. К этому времени в институте работало три стенда полунатурного моделирования. Первый стенд - "воздушного боя", с подвижными кабинами, где летчики "воевали" друг с другом. На втором стенде отрабатывали локатор и все бортовое оборудование. На третьем шли работы над самонаводящейся ракетой. За работы в области моделирующих комплексов и методов полунатурного моделирования систем управляемого оружия в 1971 году Е.А. Федосов награжден орденом Ленина.
Е.А. Федосов после вручения Нобелевских премий академикам Басову Н.Г. и Прохорову А.М. за открытия в области лазерного излучения стал активно внедрять лазерные технологии в создание систем самонаведения оружия "воздух - поверхность". В 1976 году ему и группе основных разработчиков была присуждена Ленинская премия за создание принципов построения оружия с лазерным самонаведением.
В 1979 году Е.А. Федосов избирается членом-корреспондентом академии наук СССР по специальности "Процессы управления".
В 1983 году за цикл работ по разработке принципов построения стратегического высокоточного оружия с корреляционно-экстремальными системами наведения и системам управления вооружением самолетов Ту-95МС и Ту-160 Е.А. Федосову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
В 1984 году Е.А. Федосов избирается действительным членом (академиком) Академии наук СССР и становится заместителем академика-секретаря отделения "Проблем механики, машиностроения и процессов управления". Он возглавляет Научный совет "Управление движением и навигацией" и становится главным редактором журнала "Известия РАН. Теория и системы управления".
В 1989 году за выдающиеся работы в области моделирования сложных технических систем он награжден "Золотой медалью имени академика Б.Н. Петрова".
В 1994 году Евгений Александрович стал действительным членом (академиком) Российской Академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), членом президиума РАРАН.
В трудные 90-е годы Е.А. Федосов сумел сохранить Институт, несмотря на значительное сокращение финансирования оборонных заказов. Была проведена диверсификация института и развернуты конверсионные работы в области авионики гражданских самолетов, управления воздушным движением, информационным технологиям.
В 1996 году Федосову присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".
В 2001 году Е.А. Федосов стал Лауреатом премии Правительства РФ по спецтехнике. В 2004 году награжден орденом "За заслуги перед Отечеством III степени".
В период руководства Е.А. Федосова ГосНИИАС превратился в крупнейший научный центр системных исследований. В институте были созданы уникальная экспериментальная и испытательная базы, комплексы полунатурного моделирования, стенды комплексных воздействий, цифровые операционные модели и т.д. В конце 80-х годов институт вместе с филиалами стал крупнейшим научным коллективом страны, численностью более 9000 человек. В институте работало более 10% докторов и кандидатов технических наук всей авиационной промышленности СССР.
За то время, когда ГосНИИАС возглавлял Е.А. Федосов, институт был неоднократно отмечен наградами Правительства страны и получил международное признание. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1977 года институт награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Постановлением Правительства РФ от 29.03.94 № 247 институту присвоен статус Государственного научного центра. Торговая Палата Франции в 2001 году наградила ГосНИИАС Большой золотой медалью. В 2003 году ГНЦ ФГУП "ГосНИИАС" стал Лауреатом премии "Российский национальный олимп".
ГосНИИАС широко участвует в международных программах сотрудничества, связанных с развитием высоких технологий. При непосредственном участии и руководстве Генерального директора в институте был успешно выполнен проект по отработке комплекса оборудования модификаций самолета Ил-96, создаваемого совместно с западными фирмами - Rockwell-Collins, Pratt&Whitney, Smith Industries и другими.
Е.А. Федосов непосредственно руководил большой программой военно-технического сотрудничества института с зарубежными фирмами, осуществляемого через ФГУП "Рособоронэкспорт" и другие уполномоченные организации. Были заключены и успешно выполнены контракты с Индией по модернизации самолета МиГ 21 БИС индийских ВВС, с Китаем по разработке испытательного оборудования и моделированию систем истребителя китайского производства, с Францией по разработке авионики учебно-тренировочного самолета МиГ АТ и твердотельного накопителя полетной информации, а также с другими странами.
С 2006 года академик Федосов - научный руководитель института. В настоящее время под его непосредственным руководством проводится большой объем работ по модернизации стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и их вооружения.
В 2011 году Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 года N 302 Е.А. Федосов награжден Орденом Почета.
Е.А. Федосов проводил и проводит большую работу в государственных структурах страны. В 70 - 80-е годы он неоднократно избирался депутатом Моссовета. Будучи членом Научно-технического Совета при Президенте РФ в 1994 году, он был одним из инициаторов создания Президентской программы "Национальная Технологическая база".
Он был членом Совета по науке, образованию и технологии при Президенте РФ, заместителем председателя Научно-технического Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и руководителем несколькими секциями этого Совета.
Е.А. Федосов большое внимание уделяет подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли. Он возглавляет научную школу России "Системы обработки информации и управления современными и перспективными летательными аппаратами", которая поддерживается Российским фондом фундаментальных исследований. Он более 25 лет преподавал в МГТУ им. Баумана, а с 1970 г. - заведующий кафедрой МФТИ, заслуженный профессор МФТИ. Среди учеников Е.А. Федосова два академика, один член-корреспондент РАН, 12 докторов и более двадцати кандидатов наук.
Е.А. Федосов с 2011 по 2018 формировал и руководит направлением "Интегральная модульная авионика". Главное значение этого направления - ликвидировать отставание России от мирового уровня развития авионики (бортовое радиоэлектронное оборудование). Он непосредственно возглавляет работы в ГосНИИАС по среднемагистральному самолету МС-21-300 и МС-21-200.
Академик Е.А. Федосов является автором и соавтором более 300 научных работ, в том числе 19 монографий, по теории и системам управления вооружением, навигации и управлению воздушным движением.
Евгений Александрович продолжает посвящать все свое время институту ГосНИИАС, целиком и полностью отдавая себя главному делу своей жизни - авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
"Это знак - полетели в отпуск в Сочи!": авиакомпания "ЮТэйр" запускает прямые рейсы из Ханты-Мансийска
Апрель 25, 2024
Специалист ЦАГИ провел мастер-класс в образовательном центре "Сириус"