О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Матрицы на три миллиарда: за что Минобороны хотело взыскать деньги со "Штурмовиков Сухого"

В декабре 2018 года из решения Арбитражного суда Москвы стало известно, что Минобороны пытается взыскать со "Штурмовиков Сухого" три миллиарда рублей

В декабре 2018 года из решения Арбитражного суда Москвы стало известно, что Минобороны пытается взыскать со "Штурмовиков Сухого" три миллиарда рублей. Суд первой инстанции и апелляционный суд требования ведомства не удовлетворили. Корреспондент Mil.Press Военное разобрался в сути конфликта и причинах, по которым арбитраж встал на сторону "Штурмовиков Сухого".

Министерство обороны в 2014 году приняло решение о модернизации самолетов Су-25 в вариант Су-25СМ3. Стоимость модернизации пяти штурмовиков составила почти 1,7 млрд рублей.

Первый модернизированный Су-25СМ3 должны были сдать до 1 декабря 2015, еще четыре - до 1 июля 2016 года. Фактически самолеты сдали только в марте и апреле 2018 года.

В Минобороны посчитали, что условия контракта нарушены и потребовали выплатить неустойку с момента предполагаемой сдачи самолетов до августа 2017: так как в июле 2017 года испытатели дали заключение, что опытный образец самолета готов к проведению первого этапа специальных летных испытаний.

По первому самолету просрочка составила 617 дней, по четырем другим - 404 дня. В Минобороны посчитали, что "Штурмовики Сухого" должны ведомству 3 млрд рублей.

Судьи, рассмотрев материалы дела, пришли к выводу, что задержка в исполнении контракта стала следствием обстоятельств непреодолимой силы: введением Европейским Союзом в 2014 году антироссийских санкций. Из-за санкций французские производители не поставили инфракрасные матрицы, являющиеся компонентом изделия, входящего в бортовое радиоэлектронное оборудование штурмовиков.

Согласно техническим условиям, модернизированный штурмовик в составе бортового радиоэлектронного оборудования имеет прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ-1 (изделие 56СМ-1). В состав комплекса в числе прочего оборудования входит оптико-лазерно-теплотелевизионная система СОЛТ-25 разработки ПАО "КМЗ".

В СОЛТ-25 используется тепловизионный обзорный канал ТОК-25 с тепловизионной камерой ТНК-Н-25 (разработки ОКТБ "Омега"). И в этой камере применялся тепловизионный модуль производства ЦНИИ "Циклон" с неохлаждаемый ИК матричным фотоприемником (микроболометром) UL-04-17-1 производства компании Ulis, входящей в группу компаний Sofradir.

После введения санкций французские производители отказались поставлять эти микроболометры для производства продукции военного назначения. В материалах дела указано, что российских аналогов французскому изделию на момент заключения контракта не было.

В качестве альтернативы для французского изделия после согласования в 2016 году с министерством обороны на опытный самолет установили тепловизионную камеру с модулем TPV640-17-CL, производимым в КНР.

Предварительные испытания дали положительный результат, и тепловизионные камеры Су-25СМ3 разрешили комплектовать модулем китайского производства.

"По завершению летных испытаний, изделие СОЛТ-25 с тепловизионном обзорным каналом (ТОК) на основе тепловизионного модуля TPV640-17-CL было установлено на 5 самолетах," - говорится в материалах дела.

По данным сайта государственных закупок, с апреля 2019 года ОКТБ "Омега" заключило два договора на поставку тепловизионных модулей "ТПВ-640-17РУС". Первый договор предусматривал поставку одного модуля, второй - еще четырех.

Кирилл Бревдо, генеральный директор компании Baltic Boats Company, производящей тепловизоры под брендом BBC-Teplovizor, в том числе для катеров ВМФ, рассказал, что российские производители отстают от западных в области создания чувствительных элементов для этого оборудования.

"В мире не так много компаний, которые занимаются продажей исходных комплектующих и материалов для изготовления датчиков. Если мы хотим качественное изделие, то все равно приходится покупать компоненты за границей. И как бы ни хотелось сделать полностью отечественный продукт, на сегодняшний день это получится очень дорого, потому что такая продукция носит немассовый характер, ее не удастся продавать сотнями тысяч. Поэтому вкладываться в создание производственной базы мало кто стремится", - высказал свои соображения руководитель компании.

С ним согласен старший научный сотрудник Института физики полупроводников им. А.А. Ржанова, кандидат физико-математических наук Михаил Демьяненко. По его мнению, очень многое зависит от технологической базы.

"Те разработки, которые есть у нас сейчас проводятся - это лабораторные разработки, не промышленные. Они не подходят для использования в военной технике. Вообще, для того, чтобы было полноценное производство, оно должно быть системным. А для этого нужна технологическая база. Хорошее оборудование, например, степпер для фотолитографии, стоит достаточно дорого. Плюс у него высокие операционные расходы. То есть покупать такое устройство только для разработок очень невыгодно, разработки должны быть дополнением к непосредственному производству. В той же компании Ulis так и делают. У них дизайн-центр прямо на заводе. В России пока нет достаточного спроса для организации массового производства", - рассказал Михаил Демьяненко.

Су-25СМ3 входят в перечень стратегически значимых для национальной безопасности Российской Федерации систем военного назначения. В апреле 2018 года модифицированные самолеты с лазерным прицельным комплексом СОЛТ-25 прошли боевые испытания в Сирийской Арабской Республике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное.рф». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка