О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как казанский МВЕН и Путин подтолкнули "Ростех" заняться малой авиацией

Без преувеличения эпохальное событие произошло вчера в Иннополисе. Там дали символическое добро на строительство завода, где будут серийно делать самолеты малой авиации. Через три года неподалеку вырастут цеха, ангары, появится взлетно-посадочная полоса

Без преувеличения эпохальное событие произошло вчера в Иннополисе. Там дали символическое добро на строительство завода, где будут серийно делать самолеты малой авиации. Через три года неподалеку вырастут цеха, ангары, появится взлетно-посадочная полоса. Такого производства в стране не было со времен Советского Союза. На презентации побывал корреспондент "БИЗНЕС Online".

"…Олицетворение передовых технологий"

Нетривиальность мероприятия подчеркивал приезд на него могущественного генерального директора госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова.

"Сегодня мы даем старт предприятию, которое в самое ближайшее время станет олицетворением передовых технологий в авиастроении и укрепит позиции России как авиастроительной державы", - заверил ведущий. Такое впору говорить о производстве какого-нибудь МС-21 или ПАК ДА, а тут на площадке перед университетом Иннополис стояла десятка легких Т-500. Что в нем такого?

Машина создана казанским ООО "Фирма "МВЕН" и изначально называлась МВ-500 (главный конструктор - Юрий Шипилов). Этот небольшой цельнокомпозитный моноплан был спроектирован и облетан еще в начале 2000-х, а вариант Т-500 в первый полет подняли осенью 2014 года. Это, прежде всего, самолет для обработки полей и, отметим, в России до сих пор не было специализированного сельскохозяйственного самолета. В ряде работ авиация технологически предпочтительнее наземной техники - самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5-10% урожая.

МВЕН пытался продвинуть машину с начала 2000-х. Главной проблемой стало получение сертификата типа: процедура сложна, дорога - трудноподъемна для небольшой фирмы. Тем не менее, МВЕН упорно шел к своей цели. Сколько бы это еще продолжалось, неизвестно, если бы не Владимир Путин, который дал наказ оборонщикам к 2030 году увеличить долю гражданской продукции до 50%, а раньше всех (к 2025-му) должен перестроиться "Ростех" - как законодатель мод в ОПК.

Оборонщики начали по всей стране искать проекты, которые можно пустить в дело (желательно, готовые). Так и заприметили МВ-500. Ростеховский кластер "Вооружение", который в госкорпорации заведует композитными технологиями в лице ОНПП "Технология" им. Ромашина приложил все силы, чтобы "Росавиация" выдала казанцам сертификат типа на Т-500, то есть теперь он готов к коммерческому использованию. Плюс ОНПП делает для казанских самолетов лонжерон крыла и руль направления - это примерно 3% всей работы, утверждает источник "БИЗНЕС Online".

МВЕН на своих казанских площадях изготовил 10 самолетов. Их передадут лидерному эксплуатанту - башкортостанской авиакомпании "РусАвиа". Она в прошлом году подписала соответствующее соглашение с "дочкой" ОНПП - компанией "Аэропрактика", которая отныне - ответственная за проект. Сообщалось, что воздушные суда будут использоваться для выполнения авиационно-химических работ, в том числе, в Татарстане.

Николай Никифоров как авиапромоутер

Казанская площадка показалась "Ростеху" недостаточной для планируемого масштабного производства, и дело решили перенести в Иннополис. Интересно, что к проекту подключился экс-министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и давний апологет идеи Иннополиса Николай Никифоров. Напомним, в начале мая он участвовал в тематическом совещании с участием директора кластера "Вооружение" Сергея Абрамова, Минниханова, заместителя премьера-министра РТ - министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова.

Как известно, уйдя в мае 2018 года с министерского поста, он создал в Иннополисе две компании. Одна из них - ООО "Дигинавис", в качестве основного вида деятельности которого указана разработка программного обеспечения. Вчера Никифоров сообщил журналистам, что его компания, которая "специализируется на сквозных цифровых технологиях" владеет 37% в "Аэропрактике". Как говорит источник "БИЗНЕС Online", Никифоров, среди прочего, "станет своего рода промоутером проекта, будет раскручивать самолеты и подтягивать деньги".

Кстати, вчера Чемезов заявил, что в создание производства и аэродрома экспериментальной авиации при нем на первом этапе будет вложено примерно 2,5 млрд рублей. "Проект предусматривает достаточно большой объем инвестирования, - отметил он, - рассчитываем, что он будет реализован в рамках частно-государственного партнерства. Сейчас ведем переговоры с инвесторами, которые могли бы войти в этот проект. Пока не могу казать о конкретных инвесторах. Сегодня финансируем за счет средств госкорпорации и частных инвесторов".

Любопытно, что на мероприятии был замечен олигарх Андрей Бокарев, основной капитал которого находится в активах "Трансмашхолдинга", "Уральской горно-металлургической компании", "Трансгрупп" и так далее. Впрочем, на вопрос корреспондента "БИЗНЕС Online" он ответил, что не имеет отношения к иннополисовскому авиапроекту.

Добавим, что ранее площадку для производства Т-500 МВЕН намеревался создать в Державино, что в Лаишевском районе. Она была оптимальна не только потому, что у МВЕНа в этих краях есть аэродром, но и из-за того, что в Лаишево действует учебное заведение с авиатехническим уклоном - технико-экономический техникум. Но, получается, все переиграли. "Почему Иннополис? - говорил вчера Чемезов. - Это высокотехнологичное производство и мы договорились с Рустамом Нургалиевичем, что именно здесь построим завод. Мы рассчитывали и на налоговые льготы - это важно для начинающего предприятия". Но вот, например, интересно, кто будет работать на новом предприятии. Как заверил "БИЗНЕС Online" директор по развитию гражданской продукции ОНПП Михаил Удалов, "вопросы доставки людей будут отработаны".

Любопытно, что вчера Минниханов подчеркнул: "Самое главное, сборочное производство и аэродромный комплекс находятся рядом с Иннополисом. Интеллектуальная часть дальнейшего развития проекта будет здесь. Мы целиком полностью по всем направлениям поддерживаем проект". Источники "БИЗНЕС Online" указывают, что до последнего была неопределенность, где развернут производство. Это могли сделать и в Калужской области, где находится ОНПП. Конечно, Татарстану не хотелось терять такой проект. "Нынешний договор носит не столько нормальный экономический, сколько политический характер", - отметил наш источник.

Шаг к нормальной авиапирамиде

К 2022 году возле Иннополиса (по другую сторону от трассы М7) на 313 га намерены возвести производственный и два сборочных корпуса, заводоуправление, малярный ангар, склад ГСМ, доводочный ангар, командно-диспетчерский пункт и взлетно-посадочную полосу длиной 1,5 км.

Как сказал Чемезов, выпускать будут не только сельскохозяйственные, но и учебно-тренировочные машины и даже беспилотники, которые спроектируют на базе Т-500. Отметим, что серийного выпуска самолетов малой авиации в нашей стране не разворачивали с советских времен. И то, что о возобновлении былого вспомнили (весьма символично, что это произошло во время вхождения Объединенной авиастроительной корпорации в состав Ростеха), подтверждает концепции руководства МВЕН. Так, бывший генеральный директор компании и ее идеолог Виктор Ермоленко (сегодня фирмой руководит его сын Илья) отмечает: если мы хотим получить качественный сдвиг в области авиации, надо, чтобы в основании пирамиды авиационной отрасли было много людей - из компаний-проектировщиков, аэроклубов, небольших авиакомпаний, авиамодельных кружков, наконец. Раньше у нас была нормальная пирамида, а сейчас - перевернутая, острием вниз. Это ненормально, поэтому авиационную промышленность надо структурно перестроить. В частности, необходимо наращивать количество малых и средних предприятий, занимающихся проектированием и производством легких и средних самолетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка