О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На самолетах - все страшнее

В субботу вечером ульяновцы не смогли вылететь в Москву из-за сбоя в гидросистеме лайнера "SSJ". Самолет отправили на экстренную починку, но пассажиры наотрез отказались подниматься в воздух на этом судне - его пришлось заменить

В субботу вечером ульяновцы не смогли вылететь в Москву из-за сбоя в гидросистеме лайнера "SSJ". Самолет отправили на экстренную починку, но пассажиры наотрез отказались подниматься в воздух на этом судне - его пришлось заменить.

Пассажиры расселись уже по местам, но при взлете экипаж обнаружил сбой. Взлет сразу остановили, самолет отбуксировали на стоянку для ремонта, пассажиров отправили в аэровокзал. Предполагалось, что самолет все-таки отправится в столицу, но пассажиры потребовали заменить борт, заявив, что не сядут на "Суперджет", потому что боятся.

В итоге только в воскресенье утром пассажиров отправили на другом лайнере - за ними прилетел "A-320".

Ульяновцы в своем бунте оказались не новаторами, но единственные довели его до конца. Так, 8 мая, через несколько дней после катастрофы "Суперджета" в Шереметьеве, пассажиры рейса Москва - Рига отказались лететь на этом продукте российского авиапрома из-за запаха горелой электропроводки. Тогда их все-таки уговорили сесть на самолет после проверки, он благополучно приземлился в столице Латвии.

Эксперты говорят, что страх перед "SSJ-100" продержится еще какое-то время. Этому способствует тот факт, что до сих пор до конца не ясны причины трагедии, произошедшей с лайнером в Шереметьеве. Утечки и официальная информация из комиссии по расследованию указывают на то, что виноваты в гибели людей пилоты, которые в возникшей нештатной ситуации не смогли посадить самолет в ручном режиме: якобы они могли быть "недоученными" или потеряли квалификацию из-за привычки все делать за счет автоматических систем. Но вообще-то самолет лишился автоматического режима сразу после попадания в него молнии - обычно это не приводит к таким последствиям.

Если говорить конкретно о "Суперджетах", то за все время эксплуатации (в том числе опытной) с этими лайнерами произошло семь инцидентов. Первый - в мае 2012 года. При выполнении демонстрационного полета самолет разбился - врезался в гору из-за ошибок экипажа. Это произошло в Джакарте - Индонезии собирались продать новые российские самолеты. На борту было 45 человек, все погибли.

До трагедии в Шереметьеве больше жизней этот самолет не уносил. Однако, как минимум, два других инцидента оказались связаны с шасси, которые 5 мая подломились и, судя по всему, пробили полные топливные баки. Так, в июле 2018 года на аэродроме "Раменское" была осуществлена посадка с невыпущенными шасси после завершения испытательного полета, а в октябре 2018 года лайнер выкатился за пределы полосы в Якутске, в результате чего разрушилась стойка шасси. Зарубежные же компании массово стали отказываться от "Суперджета" еще до трагедии в Шереметьеве.

Но даже если причина крушения не в самолете, а в экипаже - легче от этого не становится. Неумелый экипаж, возможно, также страшен. Кстати, портал The Bell сообщает, что еще в январе руководство "Аэрофлота" предупреждало пилотов о росте числа жестких посадок. В числе причин называется "понижение уровня автоматизации" при заходе на посадку, а также неправильные действия экипажа.

Есть и еще одна причина, по которой люди боятся летать - не только самолеты имеют технические недостатки, но и наземные службы не всегда справляются. В Ульяновске - тоже.

Так, на этой неделе в Сети появилось письмо Росавиации от 13 мая 2019 года. В нем описывается серьезный инцидент в аэропорту в Баратаевке, произошедший 25 марта, тоже, кстати, связанный с "Суперджетом". Тогда самолет садился ночью на неподготовленную взлетно-посадочную полосу после снегопада.

Аэродромная служба перед посадкой сообщила, что полоса была покрыта мокрым снегом до 3 мм, коэффициент сцепления оценивался в 0,39. Данные были переданы экипажу воздушного судна, было принято решение садиться. Посадка проходила штатно, но в процессе послепосадочного пробега экипаж самолета в свете фар заметил слева высокий снежный бруствер. Командир немедленно сообщил об этом диспетчеру.

- Вы просто съездите, посмотрите, что здесь происходит на полосе, я такое первый раз в жизни вижу! - цитируют слова командира экипажа в отчете.

Он также сообщил, что на взлетной полосе "самолет сильно бросало из-за разницы снежного покрова под левыми и правыми колесами".

Росавиация провела расследование и выяснила, что до посадки самолета полосу чистили с применением одной аэродромной уборочной машины ДЭ-224. После завершения очистки, то есть уже за 10 минут до посадки самолета, коэффициент сцепления не измерялся. Ведомство подчеркивает, что за полосой не очень хорошо следят.

- Следует отметить, что некачественная подготовка аэродрома "Ульяновск" (Баратаевка) привела к серьезному авиационному инциденту (выкатыванию) с самолетом "ATR-72-212A VQ-BLF", - отметили в отчете, имея в виду уже другой случай, произошедший в Баратаевке 20 апреля. - В ходе расследования было установлено, что полоса не была подготовлена к приему самолета: находилась под слоем слякоти до 5 мм и была очищена только на 10 м по обе стороны от осевой линии. На нерасчищенной части слой слякоти доходил до 50 мм.

Росавиация подчеркивает, что организация работ по обеспечению безопасности полетов со стороны руководства УИ ГА, которому принадлежит аэродромная служба в Баратаевке, не соответствует требованиям.

Между тем Росавиация уволила ректора Ульяновского института гражданской авиации Сергея Краснова - причем не по соглашению сторон, а по статье 81 ТК РФ (по инициативе работодателя).

Причинами в СМИ называют не этот отчет, а другие скандалы, в центре которых оказался УИ ГА. Так, выяснилось, что несколько десятков студентов не могут получить дипломы об окончании из-за недостаточного количества налета часов. Причина - отсутствие техники, инструкторов и топлива. Кроме того, недавно появились сведения о домогательствах в стенах вуза - якобы несколько преподавателей "приставали" к студенткам. Об этом сообщили сами девушки, которые передали диктофонную запись в СМИ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Симбирский курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка