О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Superjet просят проверить с нуля

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта просит Минтранс после катастрофы в Шереметьево организовать оперативную проверку систем самолета RRJ 95 на соответствие сертификационным требованиям

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) просит Минтранс после катастрофы в Шереметьево организовать оперативную проверку систем самолета RRJ 95 (он же Superjet 100) на соответствие сертификационным требованиям. В ОАК, выпускающей SSJ 100 считают письмо давлением на комиссию по расследованию происшествия и ссылаются на подтверждения сертификации типа EASA. Эксперты не видят юридически обязывающих оснований для такой проверки и, с учетом позиции авиавластей, сомневаются в ее перспективах.

"Ъ" ознакомился с письмом АЭВТ в адрес министра транспорта Евгения Дитриха от 24 мая, в котором предлагается провести оперативную проверку SSJ 100 "как типа на соответствие сертификационным требованиям". В частности, у авиационного лобби есть вопросы к системе защиты самолета от поражения статическим электричеством и ее эффективности: "Не должны быть такие последствия с электрообеспечением, приведшие к нештатной ситуации на борту ВС".

Также речь идет о проверке прочностных характеристик конструкции кессона крыла и шасси, поскольку разрушение шасси не должно влиять на целостность топливных систем. Целесообразно, по мнению АЭВТ, изучить на соответствие сертификационным требованиям и систему управления полетом и силовой установкой самолета, защиту пассажирского салона при внешнем пожаре и программу тренировок экипажей, разработанную производителем судна.

"АЭВТ обеспокоена авиационным происшествием с RRJ 95B RA-89098, происшедшим 5 мая в Шереметьево,- говорится в письме.- Данное происшествие нанесло серьезный репутационный ущерб российской гражданской авиации и авиапрому. Сегодня авиакомпании-члены АЭВТ эксплуатируют 19 воздушных судов RRJ-95B". Самолеты SSJ 100 есть в парке авиакомпаний "Ямал" (15 машин) и "Якутия" (четыре судна), входящих в АЭВТ.

Катастрофа с самолетом SSJ 100 авиакомпании "Аэрофлот" (не входит в АЭВТ) в Шереметьево произошла 5 мая. Судно вылетело из аэропорта, в течение получаса после вылета у него отключилась часть систем после удара молнии. Самолет перешел в режим direct mode (усеченный режим ручного управления), после чего экипаж принял решение о возвращении в аэропорт вылета. Во время посадки шасси самолета пробили его топливные баки. Начался пожар, унесший жизни 41 человека.

Источники "Ъ" в отрасли утверждают, что за время эксплуатации SSJ 100 "Аэрофлотом" зафиксировано восемь отказов систем самолета во время полета. "Девятый случился перед крушением в Шереметьево",- уточняет источник "Ъ". Второй говорит, что за последние пять лет зафиксировано 184 попадания молний в самолеты "Аэрофлота", но "ни одно из них не приводило к отказу систем".

В Минтрансе утверждают, что обращение АЭВТ в их адрес не поступало. В Росавиации и Минпроме не ответили "Ъ". В "Аэрофлоте" не комментируют письмо. По информации, полученной от сотрудников МАК, на момент выпуска SSJ 100 с бортовым номером RA-89098 функцию сертифицирующего органа выполняла Росавиация и она должна была проводить процедуры по поддержанию летной годности самолета.

В ОАК считают, что инициатива АЭВТ похожа на давление на комиссию по расследованию катастрофы: "До получения результатов работы комиссии любые предположения некорректны и непрофессиональны. Что и где надо проверить, будет следовать из выводов комиссии. Мы не сомневаемся в ее профессионализме и объективности". В ОАК добавили, что "высокая надежность и безопасность работы систем, агрегатов и элементов конструкции самолета" подтверждены европейской сертификацией SSJ 100. "Самолет с успехом прошел 200 испытательных программ, больше 1000 испытательных полетов",- сказали в ОАК.

Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что соответствие самолета сертификационным требованиям по перечисленным пунктам проверяется в ходе сертификационных испытаний и подтверждается сертификатом типа, в случае с SSJ 100 выданным Авиарегистром МАК и подтвержденным EASA. "Оснований для отзыва сертификата типа, выраженных в виде позиции расследователя (МАК) или авиавластей, нет",- говорит эксперт. Позиция Минтранса, согласно которой приостановка эксплуатации SSJ 100 не требуется, дает основания считать, что власти инициативу АЭВТ не поддерживают. Поэтому, полагает он, вопрос как о правовых основаниях проверки, так и источниках ее финансирования остается открытым....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка