О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Экраноплан Сикорского

Сто пять лет назад, 27 мая 1914 года поплавковый "Илья Муромец" впервые оторвался от воды, управляемый его создателем Игорем Сикорским и лейтенантом Георгием Лавровым, морским летчиком, другом конструктора по кадетскому корпусу

Сто пять лет назад, 27 мая 1914 года поплавковый "Илья Муромец" впервые оторвался от воды, управляемый его создателем Игорем Сикорским и лейтенантом Георгием Лавровым, морским летчиком, другом конструктора по кадетскому корпусу. Так в Либаве, военно-морской базе Балтийского флота, начались испытания тяжелого гидросамолета.

"Илья Муромец" - общее название нескольких серий четырехмоторных тяжелых бипланов, строившихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914-1919 годов. На этих самолетах был установлен ряд рекордов, они принимали участие в Первой мировой. "Руссо-Балт" поставил в армию 60 штук, 23 декабря 1914-го из них была создана эскадра бомбардировщиков или ЭВК (эскадра воздушных кораблей) - первое в мире соединение бомбардировочной авиации. Разработчиком самолетов был Сикорский.

Еще до начала войны проектировались варианты и боевых, и гражданских самолетов "Илья Муромец". Предполагалось приспособить машину для универсального использования, например как гидроплан. Для этой цели взяли "Илью Муромца", произведенного вторым под номером С-10. Навесили более мощные моторы - два "Аргуса" по 115 лошадиных сил и два "Сальмсона" по 200 лошадиных сил, а самолет поставили на поплавки. Испытания в Либаве оказались успешными. В дальнейшем планировали вооружить самолет специально разработанной торпедной установкой. Так что "Илья Муромец" стал прообразом морского торпедоносца.

Но карьера первого и единственного флотского гиганта оказалась очень короткой. 16 июля гидросамолет, которым командовал лейтенант Лавров, летел из Либавы к месту постоянного базирования - на остров Эзель. Немного недотянул, из-за неисправности вынужденно совершил посадку в бухте Карал. Была выслана помощь. Последняя запись о гидросамолете датируется 21 июля. Цитирую вахтенный журнал 2-й морской станции в Кильконде: "Аппарат "Илья Муромец" под командою лейтенанта Лаврова, руля по воде из бухты Карал, испугавшись неприятеля, так как уйти за неисправностью моторов не мог, открыли баки с бензином, подожгли, а поплавки изрубили. Люди вернулись на рыбацкой шлюпке. К сожалению, корабли оказались своими".

Через неделю началась Первая мировая, но как бы там ни было, самолет потеряли в результате неразберихи и паники. Его печальная участь - основная причина того, что доделка проекта прекратилась. К тому же с началом войны все силы были брошены на строительство сухопутных бомбардировщиков "Илья Муромец". А в 1918-м Сикорский покинул Россию и в эмиграции весь свой талант авиаконструктора отдал США. Лейтенант Лавров трагически погиб со своим экипажем 25 мая 1917 года в авиакатастрофе, произошедшей в результате преднамеренного саботажа солдат ЭВК. Такие были времена.

Но идея тяжелого гидросамолета не погибла. Ее воплотили в жизнь уже советские конструкторы в проектах экранопланов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка