Автор: Сергей Калашников, Герман Костринский
Опубликовано: 11.06.2019, 11:33
 

Воронеж взяли под крыло

Местный аэропорт переходит к Роману Троценко


[image]

Холдинг "Новапорт" Романа Троценко расширяется не только в Средней Азии, но и в России. Под контроль ООО "Профи", которое на рынке связывают с группой AEON Романа Троценко, перешел аэропорт Воронежа: новый владелец выкупил его управляющую компанию "Авиакапитал-Сервис" у ФК "Аксиома" экс-депутата Госдумы Сергея Журавлева. Актив оценивается в 1,5-3 млрд руб., инвестор также построит новый терминал стоимостью около 4 млрд руб. Аэропорт невелик и, по мнению экспертов, завершил период активного роста. Следующим новым приобретением "Новапорта" может стать аэропорт Пензы.

ФК "Аксиома" экс-депутата Госдумы Сергея Журавлева продала ООО "Управляющая компания "Авиасервис" (оператор Международного аэропорта Воронеж) московскому ООО "Профи". Об этом "Ъ" рассказали в "Аксиоме" и подтвердили в "Профи". Совладелец ООО Светлана Ершова, которой согласно kartoteka.ru принадлежит 99,01% компании, в 2012 году занимала пост вице-президента корпорации AEON Романа Троценко.

На рынке "Профи" связывают с аэропортовым холдингом "Новапорт", совладельцами которого выступают AEON и казахский инвестфонд Meridian Capital. "Новапорт" управляет 16 аэропортами в России. Его крупнейший актив - новосибирский аэропорт Толмачево, один из базовых для S7.

В 2011 году бывший совладелец аэропорта Воронежа Анатолий Карпов уже планировал продать актив "Новапорту", но через год инвестор отказался от сделки. "Мы уточнили финмодель, согласно которой в этом аэропорту заработать что-то почти невозможно, потому что требуются очень большие вложения",- поясняли в аэропортовом холдинге. Тогда объект получила "Аксиома".

Аэропорт Чертовицкое (теперь имени Петра Первого) обслуживает рейсы по 12 международным и девяти внутренним направлениями. В 2018 году пассажиропоток вырос на 28,4%, до 770 тыс. человек, это 37-е место среди аэропортов РФ. ООО "УК "Авиасервис"" в 2017 году получило 11,48 млн руб. убытка при выручке 433,79 млн руб.

В "Аксиоме" ожидают, что по итогам 2019 года аэропорт Воронежа обслужит уже около 1 млн человек. Компания планировала в 2020 году начать строительство нового терминала пропускной способностью 3 млн человек в год и стоимостью около 4 млрд руб. Там обещают передать покупателю документацию по проекту, в том числе архитектурные планы и "дорогостоящую инженерную экспертизу".

В "Профи" подтвердили, что сделка предполагает строительство "аэровокзала с телескопическими трапами площадью не менее 12 тыс. кв. м" в 2021-2022 годах. Также в компании ожидают удвоения пассажиропотока к 2025 году.

Роман Троценко уточнил "Ъ", что на данный момент ООО "Профи" не входит в AEON, сделку по слиянию планируется закрыть в течение ближайших двух месяцев. По его словам, говорить о том, что воронежский аэропорт перешел под контроль AEON, преждевременно. Бизнесмен также подтвердил планы по строительству в Воронеже нового терминала в течение трех лет, период окупаемости составит 10-12 лет: "Это длинный и тяжелый проект".

Сумму сделки с "Аксиомой" господин Троценко назвать отказался. Собеседники "Ъ" на рынке говорят, что обычно при покупке аэропортовых активов один пассажир оценивается в 2-2,5 тыс. руб. Таким образом, актив стоит 1,54-2 млрд руб. Управляющий партнер Veta Илья Жарский полагает, что сумма сделки "с учетом стоимости сервисных компаний" могла быть выше, в пределах 2,7-3 млрд руб.

В последние месяцы "Новапорт" объявил об интересе к целому ряду активов, в первую очередь в Средней Азии: казахстанским аэропортам Актобе и Астаны, узбекским аэропортам в Самарканде, Намангане и Ургенче. Холдинг также планирует приобрести контрольный пакет аэропорта Пензы (74-е место в РФ, 150 тыс. человек в 2018 году), где обещает построить новый аэровокзал.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что аэропорт Воронежа, пассажиропоток которого удвоился за последние пять лет, уже прошел фазу активного. "Основную часть новых пассажиров дали "Аэрофлот" и S7, открывшие рейсы в Воронеж из Москвы и за последние несколько лет вытеснившие конкурентов,- поясняет эксперт.- На сегодня источники экстенсивного роста исчерпаны. Транзитного пассажиропотока в Воронеже нет, в области нет крупного бизнеса, а на московском направлении серьезную конкуренцию составляет железная дорога". В то же время ожидания Романа Троценко он считает излишне пессимистичными, отмечая, что "сегодня нормальный срок окупаемости для аэропорта составляет шесть-восемь лет".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 июня 2019 года | Дайджест публикаций за 11 июня 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международный аэропорт Воронеж (Управляющая компания "АВИАСЕРВИС") (в процессе тестирования)

Комментарии к новости