О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первый Герой советской морской авиации

В Москве и Вологде отмечают 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза, командира полка, первым бомбившего Берлин в августе 1941 года, Евгения Николаевича Преображенского, генерал-полковника авиации

В Москве и Вологде отмечают 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза, командира полка, первым бомбившего Берлин в августе 1941 года, Евгения Николаевича Преображенского, генерал-полковника авиации.

Отрадно, что нынешнее поколение граждан России помнит и чтит имена героев, которые, не считаясь ни с чем, рискуя собственной жизнью, сражались с фашистской Германией. В плеяду победителей золотыми буквами вписано и имя Евгения Николаевича Преображенского. Под его командованием 8 августа 1941 года полк дальних бомбардировщиков морской авиации совершил первый налет на Берлин.

К августу 1941 года обстановка на всех фронтах оставалась крайне сложной. Руководство страны и армии понимало: нужна операция, способная поднять боевой дух красноармейцев на фронтах. Было решено нанести удар в самое сердце агрессора - Берлин, по стратегическим объектам, расположенным в столице фашистской Германии. Однако при подготовке операции возникли немалые сложности. Во-первых, необходимо было определить аэродром, который располагался бы не далее, чем в 900 километрах от Берлина, во-вторых, тщательно подготовить самолеты к дальнему перелету. По отзывам советских авиационных специалистов, бомбардировщик ДБ-3 был машиной надежной. Советские летчики до войны установили на нем много рекордов по дальности полетов. Но они летали в мирном небе, и самолеты были специально подготовлены к ним, а как поведут себя машины с полной бомбовой загрузкой, никто не знал. Также необходимо было сформировать экипажи из физически выносливых и опытных летчиков, потому что лететь предстояло на высоте около 6000 метров. Сложность была и в том, что бомбардировщики нужно было вести в ночное время над морем вне видимости земли, то есть без всяких ориентиров. Но, как потом оказалось, все эти задачи не стали для экипажей неразрешимыми. В успехе предстоящей бомбардировки гитлеровского логова не сомневались и в Ставке ВГК.

7 августа 1941 года командиру 1-го минно-торпедного авиационного полка Балтийского флота полковнику Евгению Преображенскому поступил приказ о проведении задуманной операции. Выбор Ставки был не случайным. За первые недели войны полк проявил себя, успешно проведя бомбардировки вражеских группировок на северо-западе, а его командир полковник Евгений Преображенский зарекомендовал себя волевым командиром и опытным военным летчиком.

Евгений Николаевич Преображенский родился 22 июня 1909 года в селе Волокославинское Новгородской губернии в семье сельских учителей. С детства он мечтал о полетах. Однажды о своих мечтаниях он рассказал отцу. Тот улыбнулся и решил, что это всего лишь детский романтизм. Ему больше хотелось, чтобы сын пошел по его профессиональной стезе и стал учителем. Неоднократно Преображенский старший рассказывал сыну, что учить людей - самое благородное призвание, и в конечном итоге убедил Женю в этом: после окончания школы тот поступил в педагогический техникум. С третьего курса Череповецкого педагогического техникума Евгения призвали на флот, а через два года он окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА. Затем, в 1930 году, - Высшую школу красных морских летчиков в Севастополе. С июля 1930 года он - младший летчик 62-й отдельной авиационной эскадрильи, командир корабля. Еще через три года военлет успешно прошел обучение на курсах усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского в Москве.

С апреля 1936 года Преображенский - командир 105-го авиационного отряда, а с июня того же года - командир 25-й авиационной эскадрильи. Служба ладилась: еще через два года Евгений помощник командира 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а в августе назначен командиром 4-й эскадрильи полка авиации Военно-морского флота.

В декабре 1939 года Евгению Николаевичу доверили командование 57-м бомбардировочным авиационным полком ВВС Краснознаменного Балтийского флота, во главе которого он участвовал в советско-финляндской войне. Указом от 7 февраля 1940 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество" Евгения Преображенского наградили орденом Ленина.

В начале Великой Отечественной войны летчика-орденоносца назначили командиром 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады морской авиации Балтийского флота, которой суждено было первой нанести бомбовый удар по столице фашистской Германии.

Для предстоящей бомбардировки Берлина решили использовать аэродром на острове Эзель (Сарема), одном из крупнейших в Моондзунском архипелаге. Вот как о подготовке операции рассказал в своем очерке "Берлин гасил огни" журналист Вениамин Меркурьев: "Все эти дни командир полка работал с большим напряжением. Похудел, осунулся, но как всегда был энергичен, вникал во все стороны подготовительной работы, требовал оперативности и ритмичности от всех служб полка. Вместе с комиссаром полка Григорием Оганезовым Евгений Николаевич проводил беседы с личным составом".

В 22 часа 30 минут 8 августа над аэродромом взвилась красная ракета - это сигнал "запустить моторы". Заработал мотор флагманской машины, которую вел полковник Преображенский. Вслед за ним выруливали самолеты капитана Плоткина, старшего лейтенанта Трычкова, лейтенанта Дашковского, и уже буквально через несколько минут все самолеты поднялись в небо и взяли курс на Берлин.

"Ревут моторы, самолеты круто набирают высоту. За бортом температура понижается до минус 45 градусов. Леденящий холод заползает под меховую одежду, обжигает тело. Преображенский замечает: светлые пятна на металлических частях кабины багровеют. Это первый признак нехватки кислорода. Руки сами тянутся к кислородному крану. Кислородное голодание чувствуют все члены флагманского экипажа. Приборы не могут возместить недостаток кислорода. Взахлеб дышит стрелок Рудаков, липкая кровь струится из ушей Преображенского и Хохлова. Вытирает рукавицей кровь под носом радист Кротенко…".

Через 3 часа полета над морем группа подошла к границе Германии. Группу неоднократно обнаруживали посты наблюдения и оповещения германской ПВО, но все время принимали самолеты за свои. Один раз даже подсветили сигнальными огнями посадочную полосу одного из аэродромов для облегчения посадки. Немцы даже не могли предположить, что Советский Союз способен провести столь дерзкую операцию. Вскоре флагманский самолет Е.Н. Преображенского уже бомбил Штеттинский вокзал, где были сосредоточены военные поезда, отправляемые на Восточный фронт.

Группа бомбардировщиков Преображенского не только разбомбила стратегические объекты в Берлине, но также сбросила на улицу города несколько тысяч листовок. Бомбовой удар был настолько внезапным и стремительным, что немецкая зенитная оборона вначале не подавала признаков жизни. Только после того, как полковник сообщил на свою базу: "Мое место - Берлин, задание выполнил, иду обратным курсом", вразнобой заработали немецкие зенитки, засновали по небу прожекторы. К счастью, бомбардировщики не пострадали и все вернулись на базу.

По возвращении авиагруппы И.В. Сталин поздравил летчиков с выполнением боевого задания. В тот же день, 8 августа, он подписал приказ № 0265 "О поощрении участников бомбардировки города Берлина". В нем говорилось: "В ночь с 7 на 8 августа группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. Пять самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полете, по 2 тысячи рублей".

За этот подвиг полковнику Евгению Преображенскому 13 августа 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 530). Он стал первым Героем Советского Союза в частях морской авиации.

Всего начиная с 7 августа 1941 года авиационная группа полковника Е.Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз. Последний вылет состоялся 4 сентября 1941 года. Комполка лично принимал участие в полетах. За этот период боевых действий авиагруппа совершила 86 самолето-вылетов, 33 самолета дошли до цели и сбросили на Берлин свыше 36 тонн фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками.

После советских авианалетов домохозяйки Берлина писали своим мужьям на фронт о том, что война с Россией уже стоит Германии многих убитых. Вот выдержка из одного такого письма: "…Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор, как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, все проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?"

Немецкий писатель Олаф Греллер так написал об этих атаках советских летчиков: "…То, что совершили летчики Преображенского, до сих пор не удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащенную, какая только была в 1941 году".

Отважный командир не жалел себя и личным примером показывал подчиненным, как можно и надо бить врага. Не раз он выходил победителем из, казалось бы, непредсказуемых ситуаций, целым и невредимым возвращался на аэродром. Но однажды военное счастье Евгению изменило. В одном из боевых вылетов самолет командира полка попал в полосу снежных зарядов. Отказал один из моторов. Пришлось совершить вынужденную посадку на болоте вдали от своих войск. Рядом могли оказаться фашисты. Летчики готовились к неравной схватке с врагом. Полковник подсчитал патроны, раздал их экипажу. По непролазному снегу, голодные, с тяжелыми пулеметами на плечах четверо суток добирались советские летчики в расположение своих войск. Воодушевленные мужеством командира, члены экипажа и на этот раз с честью выдержали испытание.

Весной 1943 года Е.Н. Преображенского перевели начальником штаба ВВС Северного флота. Авиация флота наносила удары по немецким конвоям, топила вражеские транспортные корабли и смело сражалась с истребителями люфтваффе в воздушных боях. В одном из таких боев был сбит немецкий ас Рудольф Мюллер из авиаотряда немецких истребителей под названием "Гордость Германии". Той же весной подчиненными генерала Преображенского был сбит еще один ас - Фальдик. За шесть месяцев 1943 года в воздушных боях летчики-североморцы сбили 111 фашистских самолетов.

В сентябре 1944 года Преображенского назначили командующим авиацией Северного флота. В конце месяца Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение: силами войск Карельского фронта и Северного флота освободить оккупированные врагом северо-западные территории Заполярья, в том числе и район Печенги. Летчики-североморцы бомбили береговые базы, уничтожали технику и живую силу врага. Петсамо-Киркенесская операция закончилась разгромом группировки фашистских войск в Заполярье, освобождением печенгской земли, положила начало освобождению от фашистского ига Норвегии. В приказе Верховного Главнокомандующего от 1 ноября 1944 года отмечалось, что в боях за освобождение Печенгской области отличились войска генерал-лейтенанта Щербакова, генерал-майора Абсалямова, моряки контр-адмирала Михайлова, контр-адмирала Фокина, танкисты генерал-лейтенанта танковых войск Кононова, летчики генерал-лейтенанта авиации Соколова, генерал-майора авиации Преображенского.

Весной 1945 года Евгений Николаевич был переведен на Дальний Восток заместителем командующего авиацией Тихоокеанского флота, затем принял командование авиацией флота. С первых дней войны с Японией дальневосточные летчики активно поддерживали боевые действия сухопутных войск, делали самостоятельные вылеты. Авиаторы-тихоокеанцы били японских самураев при отходе их из корейских портов Расин, Сейсин, высаживали воздушные десанты на территории врага. 25 августа 1945 года под командованием генерал-лейтенанта авиации Е.Н. Преображенского 59 летающих лодок приводнились в бухте Порт-Артура. Летчики подняли над городом советский флаг.

После войны, в 1949 году, Е.Н. Преображенский принял пост командующего ВВС Военно-морского флота СССР. Десять лет он достойно служил на этой должности. Потом был назначен генеральным инспектором Министерства обороны СССР, однако тяжелая болезнь не позволила продолжать службу. В октябре 1963 года Евгения Николаевича не стало. Ему было 53 года.

В Москве, на Новодевичьем кладбище, Герою Советского Союза Е.Н. Преображенскому установлен памятник. На барельефе изображены крутые морские волны и безбрежное небо - символ дружбы отважного человека с двумя стихиями. Имя Евгения Николаевича Преображенского носят теплоход Северного речного пароходства, средняя школа в селе Волокославенском Вологодской области, где родился и вырос Герой.

В этом году в Москве и на малой родине Героя пройдут тожественные мероприятия, посвященные 110-летию Евгения Николаевича....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка