О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Расследование крушения Boeing на Украине. Надежда остается лишь на суд

Совместная следственная группа (ССГ), занимающаяся уголовным расследованием крушения Boeing на Украине, провела в среду очередную пресс-конференцию

Совместная следственная группа (ССГ), занимающаяся уголовным расследованием крушения Boeing на Украине, провела в среду очередную пресс-конференцию. Никаких неожиданностей мероприятие не принесло - как и предполагалось, на нем были названы имена четырех человек, в отношении которых в Нидерландах будут возбуждены уголовные дела.

Ими оказались трое россиян - Игорь Гиркин (также известный под псевдонимом Стрелков), Сергей Дубинский ("Хмурый") и Олег Пулатов ("Гюрза"), а также гражданин Украины Леонид Харченко ("Крот"). По мнению экспертов, именно они играли основополагающую роль в операции по доставке зенитного ракетного комплекса "Бук" на восток Украины, откуда был произведен запуск ракеты, которая сбила самолет.

Как показала пресс-конференция, курс на обвинение российской стороны в трагедии, который изначально взяли следователи, сохраняется и, похоже, не претерпит никаких изменений в будущем.

Что дальше?

Следующим этапом должно стать проведение самого судебного процесса, дата начала которого уже определена - 9 марта 2020 года. Окажется ли к тому времени хоть кто-то на скамье подсудимых - большой вопрос. По крайне мере, голландский прокурор Фред Вестербеке считает это маловероятным. Украинская прокуратура, по его словам, пообещала попытаться найти гражданина Украины, который числится среди подозреваемых. "Может быть, таким образом у нас будет по крайней мере один человек, но шансы даже на это очень малы", - констатировал прокурор.

Экстрадицию голландская сторона запрашивать не намерена, поскольку конституции РФ и Украины не предусматривают выдачу подозреваемых. Вместе с тем никакого препятствия в этом Вестербеке не видит. Судебный процесс может идти и заочно, а интересы подозреваемых будут представлять нанятые государством адвокаты. Всем четверым будут предъявлены обвинения по двум пунктам - причастность к крушению рейса MH17, повлекшему гибель всех пассажиров (в соответствии cо 168-й статьей голландского уголовного кодекса), и убийство 298 находившихся на борту самолета (в соответствии c 289-й статьей голландского уголовного кодекса). Максимально возможным наказанием по данным пунктам является пожизненное заключение. Параллельно международные следователи продолжат расследование катастрофы с целью привлечения к ответственности за трагедию других подозреваемых, в том числе лиц, которые непосредственно управляли комплексом.

Сомнительные доказательства

Никаких убедительных доказательств следователи по традиции не предоставили. На прошлой пресс-конференции, в ходе которой эксперты заявили, что "Бук" мог быть завезен из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде, главными свидетельствами являлись анимационные видеоролики и фотографии крайне низкого качества. Прошедшее же в среду мероприятие сопровождалось большим числом аудиозаписей переговоров, подтверждающих, как предлагалось поверить присутствующим, причастность подозреваемых к перемещению зенитного ракетного комплекса.

О происхождении и достоверности этих записей сказать что-то сложно. Глава национальной полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен заявил журналистам, что даже опубликованная информация вообще обычно предоставляется только в суде. Однако в данном случае речь идет об исключительной ситуации. "Родственники хотят получить больше информации, поэтому мы раскрываем ее и для журналистов, - заметил он. - Но у этого процесса есть рамки. Мы не публикуем всю информацию, касающуюся расследования".

Россию продолжают игнорировать

Продолжает обращать на себя внимание тот факт, что данные, предоставленные российской стороной, продолжают либо игнорироваться, либо не воспринимаются должным образом. Раньше много разговоров шло о записях с радаров, которые сначала были предоставлены не в том формате, а потом были названы недостаточно убедительными.

В этот раз вопросы касались переданных следователям документов, подтверждающих, что ракета, выпущенная по самолету, еще в 1986 году была направлена в войска на территории Украины и с тех пор оттуда не возвращалась. "Мы видели эти данные, но эти данные не позволяют прийти к однозначному заключению в настоящее время, - сказал Вестербеке. - Мы провели свое расследование и пришли к заключению, что вывод не может быть сделан на основе этих документов".

А вот блогерам из группы Bellingcat, неоднократно уличенным в распространении недостоверной информации, голландский прокурор готов верить практически на слово. "Мы получаем информацию от них, и я думаю, что они делают очень хорошую работу. Я доверяю тому, что они делают", - подчеркнул он.

Надежда лишь на суд

И все это еще при том, что вопрос про присутствие в следственной группе представителей страны, которая может быть причастна к трагедии, то есть Украины, никто уже не задает. Нидерланды не раз озвучивали официальную позицию, заключающуюся в том, что без украинской стороны проводить расследование было бы вообще невозможно. Однако является ли это достаточным аргументом для нахождения Украины в ССГ?

Впрочем, это уже, похоже, неважно. Предсказуемость является отличительной чертой голландцев. Даже походы в гости здесь планируются за несколько недель, а появление на пороге дома без приглашения считается верхом невежества. Именно предсказуемость стала отличительной чертой и международного расследования крушения.

Виновные уже назначены. Надежда сохраняется лишь на независимость голландской судебной власти. Примут ли судьи во внимание доказательства российской стороны, которые следователи должны будут предоставить вместе со всеми остальными материалами? Сочтут ли они достаточно убедительными доказательства, представленные экспертами ССГ? Покажет лишь время. Ну а до тех пор Россия в глазах Запада продолжит оставаться виновницей трагедии, и никакие контраргументы тут не помогут....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка