О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Испытания гиперзвукового вооружения для бомбардировщика B-52J "Мегафортресс" начались

Мировые СМИ сообщают о начале аэродинамических испытаний новейшей американской стратегической ракеты класса воздух-поверхность XAGM-183A. Первый полет с одним весогабаритным макетом изделия был выполнен 12 июня 2019 г. бомбардировщиком В-52Н

Мировые СМИ сообщают о начале аэродинамических испытаний новейшей американской стратегической ракеты класса воздух-поверхность XAGM-183A. Первый полет с одним весогабаритным макетом изделия был выполнен 12 июня 2019 г. межконтинентальным бомбардировщиком Боинг В-52Н "Стратофортесс". Как сообщается, самолет летал с авиабазы Эдвардс в Калифорнии, где находится основной испытательный центр ВВС США. Однако на ее официальном сайте пока никаких официальных сведений нет, а на самолете не нанесены литеры EW, означающие принадлежность к приписанным к этому учреждению летным частям.

Аэробаллистическая ракета XAGM-183A ARRW (Air Launched Rapid Response Weapon - оружие воздушного старта быстрого реагирования, также в ее отношении применяется обозначение ARROW - "стрела") предназначена для поражения особо важных и сильно защищенных объектов и прежде всего ключевых элементов систем противовоздушной и противоракетной обороны. По схеме полета она является баллистической, от применяемых в шахтных установках и на подводных лодках ее отличает только способ старта. Пуск в воздухе позволяет уменьшить количество топлива, необходимого для разгона до заданной скорости.

Сообщается, что на XAGM-183A применен твердотопливный ракетный двигатель TBG. Исходя из расшифровки его обозначения Tactical Boost Glide (тактический бустер планирующий) можно предположить, что он позволяет маневрирование ракеты на большой скорости, а ее траектория все же отличается от баллистической и может напоминать советскую систему ПББ "Созвездие". Сообщается, что боеголовка ракеты скорее всего ядерная и отделяемая и она может достигать скорости, соответствующей числу М=20.

Такие скорости характерны для боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет. И хотя дальность пуска этой ракеты вряд ли превышает 5000 км, а возможно и намного меньше, скажем, 500, по своей динамике полета и конструкции она ближе к ним, чем к российской ракете Х-47М2 "Кинжал".

Подобную ракету в США уже пытались разработать - с конца 1950-х гг. выполнялась обширная программа разработки двухступенчатой аэробаллистической ракеты XAGM-48A "Скайболт" (первоначальное наименование XGAM-87A Skybolt, система вооружения WS-138A). При длине без сбрасываемого хвостового обтекателя 10,942 - 11,659 м и весе 4714 - 4990 кг в зависимости от комплектации она должна была поражать цели на дальности до 1852 км (1000 морских миль), а ядерный боевой блок W59 мощностью 1,2 мегатонны теоретически разгонялся до скорости 15285 км/ч, что соответствует числу Маха 12,87 на высоте 50 км. Четыре ракеты "Скайболт" подвешивались на американские стратегические бомбардировщики Боинг В-52 "Стратофортресс" или английские Авро "Вулкан" - Великобритания также финансировала этот проект.

Первый пуск ракеты "Скайболт" с включением двигателя состоялся с борта В-52 в апреле 1962 года, но он был неудачен, как и остальные пять первого этапа испытаний. Нормальный полет на двигателе удалось получить 19 декабря того же года, но под влиянием успехов межконтинентальных баллистических ракет "Поларис" и "Минитмен" подводного и шахтного старта министр обороны США Р. Макнамара уже в ноябре 1962 г. проект закрыл. Великобритания усмотрела в этом попытку не дать ей возможности приобрести свои стратегические системы вооружений, что привело к возникновению напряжения в отношениях. Чтобы сгладить ситуацию США предложили закупить ей МБР морского базирования UGM-27 "Поларис", которыми были вооружены ПЛАРБ типа "Резолюшн" согласно Договору Нассау, но деньги на "Скайболт" оказались потрачены впустую. "Кризис Скайболта" стал одной из главных причин досрочной отставки британского премьера Макмиллана.

Неудачу с разработкой гиперзвуковой АБР XAGM-48A "Скайболт" американцы пытались компенсировать последовательным совершенствованием крылатых ракет, предназначенных для развертывания на самолетах В-52 - 21 декабря 1959 г. ВВС США приняли первые сверхзвуковые СКР типа AGM-28A "Хаунд Дог" (GAM-77, WS-131B), а с 1982 г. их заменяют дозвуковые, но малогабаритные и малозаметные AGM-86B ALCM. Но хотя дальность полета AGM-86B достигла 2500 км, вопрос прорыва также не пребывавшей в застое советской ПВО сама по себе она так и не решила.

Для подавления позиций ПВО СССР была создана сверхзвуковая аэробаллистическая ракета AGM-69A SRAM (Short Range Attack Missile - ударная ракета малой дальности) с ядерной боеголовкой W69 мощностью 17 или 210 килотонн, главной задачей которой было "прожигать проходы" для бомбардировщиков - один В-52 брал до 20 таких ядерных ракет. При всех своих недостатках это было довольно мощное оружие, но оно начало поставляться еще 1 марта 1972 г. и в 1990 г. изношенные ракеты AGM-69A с растрескавшимися "пороховыми шашками" твердотопливных двигателей пришлось снять с вооружения. Программа создания на замену им подобной системы вооружения с ракетами AGM-131 провалилась, оказалась непригодной к использованию и уже принятая на вооружение и выпущенная в больших количествах дальняя ракета AGM-129 ACM.

В результате сегодня, в разгар новой холодной войны основной стратегический бомбардировщик ВВС Соединенных Штатов Америки В-52Н не имеет современного вооружения ни для поражения стратегических целей, ни для преодоления ПВО. Это побудило Пентагон предпринять экстренные меры - наряду с масштабной программой модернизации самого носителя, вылившейся в создание новой модификации самолета B-52J "Мегафортресс" с полной заменой оборудования, двигателей и даже многих частей планера, была начата разработка нового поколения вооружения для него.

Для этого в 2011 г. был предпринят проект LRSO (Long Range Stand Off (Weapon) или "оружие большой дальности, запускаемое вне зоны ПВО"), в рамках которого фирмы "Ретейон" и "Локхид-Мартин" должны были предложить свои концепции малозаметных СКР с околозвуковой скоростью YAGM-180 и YAGM-181, а в 2017 г. было объявлено о возобновлении разработки и гиперзвуковых ракет.

В то время было сообщено о двух программах - к 2020 г. должен быть готов технологический демонстратор ракеты с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем и ядерной БЧ HAWC (Hypersonic Air-breathing Weapon Concept), а в 2022-м - и аэробаллистической HCSW (Hypersonic Conventional Strike Weapon) с двигателем ракетным и обычной боеголовкой. Но теперь всплыла информация, что в том же 2017 г. была заказана и третья ракета - одноступенчатая гиперзвуковая АБР XAGM-183A ARRW.

На ее разработку входящая в корпорацию "Локхид-Мартин" компания Lockheed Missiles and Fire Control получила 780 миллионов долларов, и это лишь на "бумажный этап". В августе 2018 г. было выделено еще 480 миллионов на первый этап испытаний, который должен завершиться в декабре 2021 г.

По некоторым данным в марте 2019 г. начались бросковые испытания двигателя TBG, а целью проводимых ныне полетов является оценка аэродинамической совместимости ракеты XAGM-183A и носителя В-52. Для этого используется самолет В-52Н-150-BW S/N 60-0036, который принимал участие уже во многих других экспериментах, самым необычным из которых была закончившаяся неудачно программа "Синьор Боул". Она предусматривала запуск из-под крыла В-52Н больших беспилотных разведчиков Lockheed D-21B с заданием фотосъемки стратегических объектов на территории СССР и Китая в 1967 - 1971 гг.

Для испытаний новой ракеты используется пусковое устройство, переоборудованное из стандартного подкрыльевого многозамкового бомбодержателя MER, также на самолете установлена аппаратура для оценки влияния новой подвески на поведение самолета.

Очевидно, что для В-52, который нормально летал еще и не с такими грузами, это не будет проблемой - критическим элементом программы является сама ракета. Конечно, в США накоплен большой опыт разработки аэробаллистических систем воздушного старта, включая те, что выходят на гиперзвуковые и даже космические скорости, но пока все военные программы этого направления сталкивались с непреодолимыми трудностями. И вот новая попытка.

Наряду с возможными техническими и финансовыми проблемами (вполне, впрочем, преодолимыми) с созданием собственно гиперзвуковой ракеты с боевым блоком, способным выходить на число М=20, остается вопрос о ядерном заряде для него. С 23 сентября 1992 г. разработка ядерного оружия в Соединенных Штатах проводится без полномасштабных ядерных испытаний - Америка подписала договор об их всеобъемлющем запрещении (ДВЗЯИ). Однако, как оказалось, заменить полноценный ядерный эксперимент с подрывом заряда хотя бы на частичную мощность различные подкритические опыты и прочие имитации и тем более компьютерное моделирование не могут, и не то что дальнейшее совершенствование, но даже нормальная эксплуатация и хранение ядерных зарядов без этого не возможны.

То есть мир стоит перед выбором - либо возобновление ядерных испытаний в целях его же безопасности, либо полный запрет ядерного оружия. Он должен быть един и для сверхдержав, и для всех остальных от Северной Кореи до Израиля, который официально обладание ядерным оружием отрицает, но инспекции МАГАТЭ на "интересные" объекты у себя не пускает - в отличие от Ирана, например.

Но решать будут не Иран и не Израиль. Здесь важен голос только троих - России, Китая и Америки, но последняя, похоже, выбрала путь возобновления ядерных испытаний и следует ожидать этого, потому что таким принципиально новым системам вооружений, как HCSW и ARRW нужны и новые ядерные заряды....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка