Автор: Екатерина Згировская
Опубликовано: 24.06.2019, 15:55
 

Евгений Горбунов: "Подготовка кадров - наиважнейшая государственная задача"


[image]

В апреле в Москве состоялось годовое Общее собрание Союза авиапроизводителей России, на котором участники отметили необходимость ускорения принятия документов стратегического планирования. В том числе Стратегии развития авиационной промышленности и Основ государственной политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2030 года. Их целью должно стать обеспечение потребностей внутреннего рынка за счет производства конкурентоспособной авиационной техники, включая воздушные суда, беспилотные авиационные системы, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи.

Генеральный директор Союза авиапроизводителей России Евгений Горбунов в интервью заместителю главного редактора "КР" Екатерине Згировской рассказал о взаимодействии САП с органами государственной власти и общественными организациями в отрасли, а также о кадровом потенциале авиаиндустрии и подготовке к ежегодному конкурсу "Авиастроитель года", победителей которого объявят на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2019 в Жуковском.

- Евгений Алексеевич, весной традиционно прошло годовое Общее собрание Союза авиапроизводителей России. Какие предложения по деятельности Союза внесли участники мероприятия?

- Хочу поблагодарить журнал "Крылья Родины" за внимание, уделяемое деятельности Союза авиапроизводителей России. О результатах работы Союза в 2018 году и приоритетных задачах 2019 года мы с вами уже рассказывали в первом номере этого года, поэтому не буду останавливаться на отчетах о работе комитетов, Союза в целом и других уставных вопросах.

А вот о предложениях, прозвучавших в ходе обсуждения отчетов на годовом Общем собрании членов Союза авиапроизводителей России, надо сказать.

Член Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Андрей Федорович Ельчанинов в своем выступлении отметил, что Союз как профессиональное объединение разработчиков и производителей авиационной техники должен уделять повышенное внимание следующим вопросам:

  • реализации поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17.02.2018 года №Пр-288 по вопросам диверсификации;
  • использованию информационных ресурсов Союза авиапроизводителей России для организации взаимодействия работодателей и работников, особенно молодежи;
  • организации не только публичного обсуждения отраслевых документов стратегического планирования, но и активному участию в разработке этих документов.
Научный руководитель ФГУП "ГосНИИАС", Академик РАН, Герой Социалистического Труда Евгений Александрович Федосов обратил внимание участников собрания на необходимость скорейшего принятия Стратегии развития авиационной промышленности. Подчеркнул, что главной задачей Стратегии в гражданском авиастроении должно быть не завоевание доли внешнего рынка, а обеспечение отечественными воздушными судами потребностей государства в перевозках пассажиров, грузов, выполнении авиационных работ. Для этого необходимо использовать опыт Бразилии, где государство в течение 5 лет обеспечило закупку самолетов Embraer в необходимом для производителя объеме. И Бразилия вышла в лидеры производителей региональной авиации.

Также в своем выступлении Е.А. Федосов затронул вопросы нормативной базы и сертификации, отметил важность использования международных стандартов при разработке и производстве авиационной техники и авиационных правил АП-21 при сертификации. Тем более, что Еврокомиссия подтвердила практическую идентичность АП-21 Евросоюза и России.

Первый заместитель генерального директора ОАО "Авиапром" Виктор Дмитриевич Кузнецов выразил озабоченность снижением показателей работы отрасли в 2018 году на 13-15% по всем показателям. Он обратил внимание на необходимость проведения глубокого анализа, выявления причин и выработки мероприятий по их устранению.

Заместитель генерального директора АО "Промышленные технологии" Михаил Иванович Каштан поддержал предложения, прозвучавшие в выступлении Евгения Александровича Федосова. Он отметил, что мы неправильно определяем задачу Стратегии. Завоевание международного рынка в процентах, которые постоянно меняются, привело к потере внутреннего рынка. Мы не производим ни одного типа серийно. М.И. Каштан подчеркнул, что Союз должен добиваться внесения изменений в документы стратегического планирования, с целью создания условий для развития отечественного авиапроизводителя, в том числе и используя механизмы таможенного регулирования. По его словам, мы должны быть благодарны санкциям, потому что они заставили нас заниматься импортозамещением. Михаил Иванович рассказал об определенных трудностях: например, к нам обратилась Северная Корея по вопросу поставки гражданских самолетов. А ведь нам объективно нечего им предложить, потому что из-за использования американских комплектующих Госдеп США не даст разрешение на поставку Super Jet-100 и МС-21. Что купит Корея? Китайские самолеты. По поручению теперь уже бывшего вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина М.И. Каштан встречался с вице-президентом Ирана и показывал ему самолет Ту-204. Тот спросил, сколько авиакомпаний в России летают на этих самолетах и сколько их производится в год? А у нас на сегодняшний день эти самолеты только в эксплуатации у СЛО "Россия" и Минобороны.

Таким образом, было предложено внести в документы Союза следующие задачи:
  • вернуть внутренний рынок;
  • развернуть серийное производство отечественных, сертифицированных самолетов Ил-114, Ту-204, Ту-334, Ил-96 и добиться государственного заказа на изготовленные воздушные суда;
  • принять активное участие в подготовке Стратегии развития авиационной промышленности.
Начальник отдела технических норм и требований Минтранса России Антон Сергеевич Никифоров поддержал практику использования площадки САП для обсуждения проектов Федеральных авиационных правил, регламентирующих вопросы сертификации авиационной техники, разработчиков и изготовителей авиационной техники и других нормативно-правовых актов.

Хочу отметить важность участия в собрании руководителей общественных организаций и поблагодарить за сотрудничество: Иванова Сергея Валентиновича - первого заместителя руководителя аппарата Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России"; Тасуна Владимира Николаевича - президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта; Чуйко Виктора Михайловича - Президента Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД).

- Что нового можно сказать о работе Союза авиапроизводителей в Международном координационном совете ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA)?

- В соответствии с решением Наблюдательного совета САП от 21.06.2018 г. № 42 создан Комитет САП по работе с Международным координационным Советом ассоциаций аэрокосмической промышленности и национальными аэрокосмическими ассоциациями. В его состав вошли представители ведущих российских корпораций, компаний - производителей авиационной техники, заинтересованные в создании конкурентной отечественной продукции и использовании передового международного опыта. Возглавил комитет Чернышев Сергей Леонидович, научный руководитель ФГУП "ЦАГИ", имеющий большой опыт участия в международных проектах. Основная цель создания комитета - повышение эффективности нашего участия в этой авторитетной организации, а также налаживание взаимодействия с национальными аэрокосмическими ассоциациями, со многими из которых САП имеет соглашения о сотрудничестве. Правильная организация такой работы, по нашему мнению, позволит на некоммерческой, неполитизированной площадке ставить и решать актуальные для отрасли вопросы.

Это могут быть вопросы, связанные с безопасностью полетов, вопросы сертификации авиационной техники и, конечно же, стандарты. Состоялось назначение координаторов, которые будут работать с соответствующими комитетами ICCAIA, а также с ассоциациями. Мы сейчас проходим формальные процедуры по их введению в состав ICCAIA и рассчитываем, что их работа уже в ближайшее время даст видимые результаты.

Кстати, в начале июля мы планируем провести в Москве встречу с представителями Европейской ассоциации аэрокосмической и оборонной промышленности ASD, а также входящей в их состав французской аэрокосмической ассоциацией GIFAS, на которой планируем обсудить актуальные вопросы взаимодействия, в том числе в рамках ICCAIA. В связи с объявленными целями повысить голос аэрокосмической промышленности в ИКАО и некоторыми структурными изменениями в управлении ICCAIA в настоящее время проводится работа по внесению изменений в действующий Устав организации, в которой САП принимает непосредственное участие.

Ну и, конечно, наиболее актуальной в настоящее время является подготовка к 40-й сессии Ассамблеи ИКАО. Это значимое событие в жизни всей гражданской авиации, которое проходит раз в три года, и авиационная общественность использует это мероприятие для серьезной подготовки своей позиции по наиболее значимым вопросам. ICCAIA также приступила к подготовке проектов документов, которые будут представлены на рассмотрение в ИКАО, и наши коллеги из упомянутого комитета САП принимают достаточно активное участие в их обсуждении.

Мы надеемся, что предпринятые шаги по активизации нашего участия в ICCAIA уже в ближайшее время позволят нашим компаниям почувствовать реальную отдачу от этого участия.

- Как идет подготовка к ежегодному конкурсу "Авиастроитель года"? Когда и на какой площадке планируется подвести итоги и наградить победителей? Конкурсные работы принимались до 26 апреля - вы могли бы предварительно назвать, какие проекты наиболее перспективные? Какое количество заявок поступило?

- Стало хорошей традицией подведение итогов работы предприятий, организаций, творческих коллективов и специалистов отрасли по конкретным направлениям в рамках конкурса "Авиастроитель года". Конкурс проводится уже в восьмой раз. Его учредители: Союз авиапроизводителей России, ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", АО "Объединенная двигателестроительная корпорация", АО "Вертолеты России", АО "АКБ "Новикомбанк", ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт", АО "Технодинамика", ПАО "НПО "Наука". С каждым годом повышается качество работ, представленных на рассмотрение экспертного совета, который состоит из 110 специалистов отрасли. По итогам 2018 года для рассмотрения отобраны 95 работ в 9 номинациях. Ряд конкурсных работ будут представлены предприятиями на различных выставочных площадках.

В целях популяризации лучших работ организационный комитет принял решение о проведении награждения победителей во время проведения Международного авиационно-космического салона МАКС-2019.

- В этом году 85-летие отмечает Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности "Профавиа". Расскажите о взаимодействии САП и Профавиа. Что вы могли бы пожелать профсоюзной организации в столь внушительную годовщину деятельности?

- Союз авиапроизводителей России и Профавиа объединяют одних и тех же работников: САП в виде юридических лиц, а Профавиа в виде физических лиц.

Союз авиапроизводителей России и Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности имеют общие фундаментальные цели и задачи. Создание новых рабочих мест в отрасли, достойная заработная плата, здоровые условия труда невозможны без разработки и производства современной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, авиационной техники, повышения производительности труда и расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Не случайно САП и Профавиа выступили инициаторами совместного проведения Съездов авиапроизводителей России. Активное участие в подготовке и проведении Съезда принимают как руководители предприятий и организаций отрасли, так и руководители и члены профсоюзных организаций, что позволяет вырабатывать согласованную позицию по целому ряду вопросов, начиная с разработки профессиональных стандартов и подготовки кадров для отрасли, возрождения движения наставничества и заканчивая участием в подготовке и обсуждении нормативных актов, регулирующих деятельность отрасли, и вопросов, связанных с диверсификацией производства, внедрения цифровых технологий.

Я уверен, что опыт сотрудничества САП и Профавиа необходимо использовать во всех отраслях оборонно-промышленного комплекса.

- Как на предприятиях Союза ведется работа с молодежью? Как Вы оцениваете ситуацию с кадровым потенциалом в авиастроительной отрасли?

- На предприятиях отрасли всегда уделялось и уделяется большое внимание подготовке кадров.

Ежегодно в номинации "За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий" конкурса "Авиастроитель года" публично рассматриваются работы в этом направлении.

Нашли широкое применение такие формы подготовки специалистов, как "школа-вуз-предприятие" на Комсомольском-на-Амуре заводе им. Ю.А. Гагарина (совместно с ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре государственный университет"), АО "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" (совместно с ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н.Э. Баумана", МАИ, МГТУ Станкин), ПАО "Ил" (совместно с МАИ, ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н.Э. Баумана", МЭИ), Омском моторостроительном конструкторском бюро (совместно с Омский ГТУ), ПАО "Казанский вертолетный завод" (совместно с КАИ им. А.Н. Туполева), ПАО "ОДК-УМПО" (совместно с УГАТУ) и других предприятиях отрасли.

Лучшими в этой номинации признавались:
  • в 2014 году ПАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина",
  • в 2015 году ПАО "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина",
  • в 2017 году АО "РПКБ" и ПАО "ОДК-УМПО", В 2016 году победитель не определен, но отмечены работы дипломантов: ПАО "ОАК", ФГУП "ВИАМ", ПАО "Туполев", ПАО "Ил", ПАО "Казанский вертолетный завод", ПАО "ААК "Прогресс им. Н.И. Сазыкина".
При этом надо сказать, что подготовка кадров-это наиважнейшая государственная задача.

Среди задач государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года №303, было: "развитие кадрового потенциала авиационной промышленности". А в редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 года №376, этой задачи уже нет.

В Положении о Министерстве авиационной промышленности СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 2.10.1969 года №783, главными задачами Министерства авиационной промышленности являлись: внедрение научной организации труда и управления, обеспечение предприятий, организаций и учреждений системы Министерства квалифицированными кадрами, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую работу молодых, хорошо зарекомендовавших себя специалистов.

В Положении о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №438 от 05.06.2008 года, согласно п.5.17 Министерство промышленности и торговли организует дополнительное профессиональное образование работников министерства.

Предприятия самостоятельно пытаются решать вопросы подготовки кадров, и это хорошо, но без системного государственного подхода 85-90% выпускников авиационных ВУЗов не остаются в отрасли. Министерство промышленности и торговли должно уделять больше внимания подготовке и переподготовке кадров авиационной промышленности. Необходимо чтобы в документах стратегического планирования появились соответствующие разделы, а в государственной программе развития авиационной промышленности - подпрограмма: Кадровая политика. В противном случае есть опасения, что отрасль не сможет выполнить задачи, стоящие перед ней не только в области гражданского авиастроения.

- Как сегодня ведется взаимодействие между многочисленными общественными организациями в отрасли?

- Правильно было бы сказать, с общественными организациями авиационной индустрии. Специалистами неоднократно поднимался вопрос о необходимости единого органа государственного управления авиационной индустрии для более эффективного решения вопросов, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией авиационной техники. На уровне общественных организаций мы такое взаимодействие пытаемся осуществлять.

Союзом авиапроизводителей России заключены договоры о сотрудничестве с: Некоммерческой организацией "Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта" (АЭВТ); Ассоциацией Вертолетной Индустрии (АВИ); Международной ассоциацией "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД); Союзом производителей композитов ("Союзкомпозит"); Алюминиевой Ассоциацией; Ассоциацией эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем "АЭРОНЕТ"; Фондом развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер Гражданской Авиации". Союз авиапроизводителей России является членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и членом Союза Машиностроителей России.

Основой взаимодействия является выработка и согласование общих позиций по вопросам: совершенствования нормативной базы, обсуждение документов стратегического планирования, организация и проведение совместных мероприятий или участие в мероприятиях, проводимых одним из участников соглашений. Даже по названию организаций понятно, что каждая организация имеет свою специфику. Но есть целый ряд общих вопросов, таких как:
  • управление безопасностью полетов;
  • нормативно-правовая и нормативно-техническая база;
  • подготовка специалистов авиационного персонала;
  • поддержание летной годности.
Представители САП входят в общественные советы Росавиации, Росстандарта.

 

Дайджест прессы за 24 июня 2019 года | Дайджест публикаций за 24 июня 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Крылья Родины». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Объединенная двигателестроительная корпорация, Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности (в процессе тестирования)

Комментарии к новости