Крылья Родины
24 июня 2019, 15:55
Евгений Горбунов: "Подготовка кадров - наиважнейшая государственная задача"
В апреле в Москве состоялось годовое Общее собрание Союза авиапроизводителей России, на котором участники отметили необходимость ускорения принятия документов стратегического планирования
Генеральный директор Союза авиапроизводителей России Евгений Горбунов в интервью заместителю главного редактора "КР" Екатерине Згировской рассказал о взаимодействии САП с органами государственной власти и общественными организациями в отрасли, а также о кадровом потенциале авиаиндустрии и подготовке к ежегодному конкурсу "Авиастроитель года", победителей которого объявят на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2019 в Жуковском.
- Евгений Алексеевич, весной традиционно прошло годовое Общее собрание Союза авиапроизводителей России. Какие предложения по деятельности Союза внесли участники мероприятия?
- Хочу поблагодарить журнал "Крылья Родины" за внимание, уделяемое деятельности Союза авиапроизводителей России. О результатах работы Союза в 2018 году и приоритетных задачах 2019 года мы с вами уже рассказывали в первом номере этого года, поэтому не буду останавливаться на отчетах о работе комитетов, Союза в целом и других уставных вопросах.
А вот о предложениях, прозвучавших в ходе обсуждения отчетов на годовом Общем собрании членов Союза авиапроизводителей России, надо сказать.
Член Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Андрей Федорович Ельчанинов в своем выступлении отметил, что Союз как профессиональное объединение разработчиков и производителей авиационной техники должен уделять повышенное внимание следующим вопросам:
- реализации поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17.02.2018 года №Пр-288 по вопросам диверсификации;
- использованию информационных ресурсов Союза авиапроизводителей России для организации взаимодействия работодателей и работников, особенно молодежи;
- организации не только публичного обсуждения отраслевых документов стратегического планирования, но и активному участию в разработке этих документов.
Также в своем выступлении Е.А. Федосов затронул вопросы нормативной базы и сертификации, отметил важность использования международных стандартов при разработке и производстве авиационной техники и авиационных правил АП-21 при сертификации. Тем более, что Еврокомиссия подтвердила практическую идентичность АП-21 Евросоюза и России.
Первый заместитель генерального директора ОАО "Авиапром" Виктор Дмитриевич Кузнецов выразил озабоченность снижением показателей работы отрасли в 2018 году на 13-15% по всем показателям. Он обратил внимание на необходимость проведения глубокого анализа, выявления причин и выработки мероприятий по их устранению.
Заместитель генерального директора АО "Промышленные технологии" Михаил Иванович Каштан поддержал предложения, прозвучавшие в выступлении Евгения Александровича Федосова. Он отметил, что мы неправильно определяем задачу Стратегии. Завоевание международного рынка в процентах, которые постоянно меняются, привело к потере внутреннего рынка. Мы не производим ни одного типа серийно. М.И. Каштан подчеркнул, что Союз должен добиваться внесения изменений в документы стратегического планирования, с целью создания условий для развития отечественного авиапроизводителя, в том числе и используя механизмы таможенного регулирования. По его словам, мы должны быть благодарны санкциям, потому что они заставили нас заниматься импортозамещением. Михаил Иванович рассказал об определенных трудностях: например, к нам обратилась Северная Корея по вопросу поставки гражданских самолетов. А ведь нам объективно нечего им предложить, потому что из-за использования американских комплектующих Госдеп США не даст разрешение на поставку Super Jet-100 и МС-21. Что купит Корея? Китайские самолеты. По поручению теперь уже бывшего вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина М.И. Каштан встречался с вице-президентом Ирана и показывал ему самолет Ту-204. Тот спросил, сколько авиакомпаний в России летают на этих самолетах и сколько их производится в год? А у нас на сегодняшний день эти самолеты только в эксплуатации у СЛО "Россия" и Минобороны.
Таким образом, было предложено внести в документы Союза следующие задачи:
- вернуть внутренний рынок;
- развернуть серийное производство отечественных, сертифицированных самолетов Ил-114, Ту-204, Ту-334, Ил-96 и добиться государственного заказа на изготовленные воздушные суда;
- принять активное участие в подготовке Стратегии развития авиационной промышленности.
Хочу отметить важность участия в собрании руководителей общественных организаций и поблагодарить за сотрудничество: Иванова Сергея Валентиновича - первого заместителя руководителя аппарата Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России"; Тасуна Владимира Николаевича - президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта; Чуйко Виктора Михайловича - Президента Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД).
- Что нового можно сказать о работе Союза авиапроизводителей в Международном координационном совете ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA)?
- В соответствии с решением Наблюдательного совета САП от 21.06.2018 г. № 42 создан Комитет САП по работе с Международным координационным Советом ассоциаций аэрокосмической промышленности и национальными аэрокосмическими ассоциациями. В его состав вошли представители ведущих российских корпораций, компаний - производителей авиационной техники, заинтересованные в создании конкурентной отечественной продукции и использовании передового международного опыта. Возглавил комитет Чернышев Сергей Леонидович, научный руководитель ФГУП "ЦАГИ", имеющий большой опыт участия в международных проектах. Основная цель создания комитета - повышение эффективности нашего участия в этой авторитетной организации, а также налаживание взаимодействия с национальными аэрокосмическими ассоциациями, со многими из которых САП имеет соглашения о сотрудничестве. Правильная организация такой работы, по нашему мнению, позволит на некоммерческой, неполитизированной площадке ставить и решать актуальные для отрасли вопросы.
Это могут быть вопросы, связанные с безопасностью полетов, вопросы сертификации авиационной техники и, конечно же, стандарты. Состоялось назначение координаторов, которые будут работать с соответствующими комитетами ICCAIA, а также с ассоциациями. Мы сейчас проходим формальные процедуры по их введению в состав ICCAIA и рассчитываем, что их работа уже в ближайшее время даст видимые результаты.
Кстати, в начале июля мы планируем провести в Москве встречу с представителями Европейской ассоциации аэрокосмической и оборонной промышленности ASD, а также входящей в их состав французской аэрокосмической ассоциацией GIFAS, на которой планируем обсудить актуальные вопросы взаимодействия, в том числе в рамках ICCAIA. В связи с объявленными целями повысить голос аэрокосмической промышленности в ИКАО и некоторыми структурными изменениями в управлении ICCAIA в настоящее время проводится работа по внесению изменений в действующий Устав организации, в которой САП принимает непосредственное участие.
Ну и, конечно, наиболее актуальной в настоящее время является подготовка к 40-й сессии Ассамблеи ИКАО. Это значимое событие в жизни всей гражданской авиации, которое проходит раз в три года, и авиационная общественность использует это мероприятие для серьезной подготовки своей позиции по наиболее значимым вопросам. ICCAIA также приступила к подготовке проектов документов, которые будут представлены на рассмотрение в ИКАО, и наши коллеги из упомянутого комитета САП принимают достаточно активное участие в их обсуждении.
Мы надеемся, что предпринятые шаги по активизации нашего участия в ICCAIA уже в ближайшее время позволят нашим компаниям почувствовать реальную отдачу от этого участия.
- Как идет подготовка к ежегодному конкурсу "Авиастроитель года"? Когда и на какой площадке планируется подвести итоги и наградить победителей? Конкурсные работы принимались до 26 апреля - вы могли бы предварительно назвать, какие проекты наиболее перспективные? Какое количество заявок поступило?
- Стало хорошей традицией подведение итогов работы предприятий, организаций, творческих коллективов и специалистов отрасли по конкретным направлениям в рамках конкурса "Авиастроитель года". Конкурс проводится уже в восьмой раз. Его учредители: Союз авиапроизводителей России, ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", АО "Объединенная двигателестроительная корпорация", АО "Вертолеты России", АО "АКБ "Новикомбанк", ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт", АО "Технодинамика", ПАО "НПО "Наука". С каждым годом повышается качество работ, представленных на рассмотрение экспертного совета, который состоит из 110 специалистов отрасли. По итогам 2018 года для рассмотрения отобраны 95 работ в 9 номинациях. Ряд конкурсных работ будут представлены предприятиями на различных выставочных площадках.
В целях популяризации лучших работ организационный комитет принял решение о проведении награждения победителей во время проведения Международного авиационно-космического салона МАКС-2019.
- В этом году 85-летие отмечает Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности "Профавиа". Расскажите о взаимодействии САП и Профавиа. Что вы могли бы пожелать профсоюзной организации в столь внушительную годовщину деятельности?
- Союз авиапроизводителей России и Профавиа объединяют одних и тех же работников: САП в виде юридических лиц, а Профавиа в виде физических лиц.
Союз авиапроизводителей России и Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности имеют общие фундаментальные цели и задачи. Создание новых рабочих мест в отрасли, достойная заработная плата, здоровые условия труда невозможны без разработки и производства современной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, авиационной техники, повышения производительности труда и расширения номенклатуры выпускаемой продукции.
Не случайно САП и Профавиа выступили инициаторами совместного проведения Съездов авиапроизводителей России. Активное участие в подготовке и проведении Съезда принимают как руководители предприятий и организаций отрасли, так и руководители и члены профсоюзных организаций, что позволяет вырабатывать согласованную позицию по целому ряду вопросов, начиная с разработки профессиональных стандартов и подготовки кадров для отрасли, возрождения движения наставничества и заканчивая участием в подготовке и обсуждении нормативных актов, регулирующих деятельность отрасли, и вопросов, связанных с диверсификацией производства, внедрения цифровых технологий.
Я уверен, что опыт сотрудничества САП и Профавиа необходимо использовать во всех отраслях оборонно-промышленного комплекса.
- Как на предприятиях Союза ведется работа с молодежью? Как Вы оцениваете ситуацию с кадровым потенциалом в авиастроительной отрасли?
- На предприятиях отрасли всегда уделялось и уделяется большое внимание подготовке кадров.
Ежегодно в номинации "За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий" конкурса "Авиастроитель года" публично рассматриваются работы в этом направлении.
Нашли широкое применение такие формы подготовки специалистов, как "школа-вуз-предприятие" на Комсомольском-на-Амуре заводе им. Ю.А. Гагарина (совместно с ФГБОУ ВО "Комсомольский-на-Амуре государственный университет"), АО "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" (совместно с ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н.Э. Баумана", МАИ, МГТУ Станкин), ПАО "Ил" (совместно с МАИ, ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н.Э. Баумана", МЭИ), Омском моторостроительном конструкторском бюро (совместно с Омский ГТУ), ПАО "Казанский вертолетный завод" (совместно с КАИ им. А.Н. Туполева), ПАО "ОДК-УМПО" (совместно с УГАТУ) и других предприятиях отрасли.
Лучшими в этой номинации признавались:
- в 2014 году ПАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина",
- в 2015 году ПАО "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина",
- в 2017 году АО "РПКБ" и ПАО "ОДК-УМПО", В 2016 году победитель не определен, но отмечены работы дипломантов: ПАО "ОАК", ФГУП "ВИАМ", ПАО "Туполев", ПАО "Ил", ПАО "Казанский вертолетный завод", ПАО "ААК "Прогресс им. Н.И. Сазыкина".
Среди задач государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года №303, было: "развитие кадрового потенциала авиационной промышленности". А в редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 года №376, этой задачи уже нет.
В Положении о Министерстве авиационной промышленности СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 2.10.1969 года №783, главными задачами Министерства авиационной промышленности являлись: внедрение научной организации труда и управления, обеспечение предприятий, организаций и учреждений системы Министерства квалифицированными кадрами, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую работу молодых, хорошо зарекомендовавших себя специалистов.
В Положении о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №438 от 05.06.2008 года, согласно п.5.17 Министерство промышленности и торговли организует дополнительное профессиональное образование работников министерства.
Предприятия самостоятельно пытаются решать вопросы подготовки кадров, и это хорошо, но без системного государственного подхода 85-90% выпускников авиационных ВУЗов не остаются в отрасли. Министерство промышленности и торговли должно уделять больше внимания подготовке и переподготовке кадров авиационной промышленности. Необходимо чтобы в документах стратегического планирования появились соответствующие разделы, а в государственной программе развития авиационной промышленности - подпрограмма: Кадровая политика. В противном случае есть опасения, что отрасль не сможет выполнить задачи, стоящие перед ней не только в области гражданского авиастроения.
- Как сегодня ведется взаимодействие между многочисленными общественными организациями в отрасли?
- Правильно было бы сказать, с общественными организациями авиационной индустрии. Специалистами неоднократно поднимался вопрос о необходимости единого органа государственного управления авиационной индустрии для более эффективного решения вопросов, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией авиационной техники. На уровне общественных организаций мы такое взаимодействие пытаемся осуществлять.
Союзом авиапроизводителей России заключены договоры о сотрудничестве с: Некоммерческой организацией "Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта" (АЭВТ); Ассоциацией Вертолетной Индустрии (АВИ); Международной ассоциацией "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД); Союзом производителей композитов ("Союзкомпозит"); Алюминиевой Ассоциацией; Ассоциацией эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем "АЭРОНЕТ"; Фондом развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер Гражданской Авиации". Союз авиапроизводителей России является членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и членом Союза Машиностроителей России.
Основой взаимодействия является выработка и согласование общих позиций по вопросам: совершенствования нормативной базы, обсуждение документов стратегического планирования, организация и проведение совместных мероприятий или участие в мероприятиях, проводимых одним из участников соглашений. Даже по названию организаций понятно, что каждая организация имеет свою специфику. Но есть целый ряд общих вопросов, таких как:
- управление безопасностью полетов;
- нормативно-правовая и нормативно-техническая база;
- подготовка специалистов авиационного персонала;
- поддержание летной годности.
Авторские права на данный материал принадлежат «Крылья Родины». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут