Российская газета
25 июня 2019, 18:41
Качество на пять
Специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) совместно с компанией разработали программный комплекс ASRP, моделирующий и оптимизирующий процесс сборки самолетов
Комплекс ASRP создан учеными Института прикладной математики и механики СПбПУ. Новые математические методы, используемые в ASRP, позволяют эффективно решать задачи, для которых плохо применимы стандартные подходы. Фактически ученые создали методику по моделированию и оптимизации как сборочных процессов отдельных элементов планера, так и окончательной сборки всего самолета. Статья с результатами работы опубликована в Journal of Manufacturing Science and Engineering.
Сборка самолета - многоступенчатый и сложный процесс. Различные узлы и детали, как правило, соединяются между собой при помощи болтов и заклепок, для которых в процессе сборки просверливаются специальные отверстия. От точности изготовления этих отверстий критически зависит качество и надежность всей конструкции, а значит, при сверлении части должны плотно прилегать друг к другу. Для этого устанавливаются специальные временные крепежные элементы. От расположения этих крепежей зависит время сборки и качество соединения. Компьютерное моделирование и оптимизация расположения временного крепежа - основные области применения программного комплекса ASRP. Совместные исследования СПбПУ и Airbus в этом направлении ведутся на протяжении 14 лет. Разработки ученых позволили оптимизировать расстановку временных крепежных элементов для многих узлов самолетов Airbus. Это позволило уменьшить трудоемкость и повысить качество сборочного процесса.
- В ходе расчетов мы определяем вероятность отклонения от норматива величины зазора между собираемыми деталями. Наша задача - минимизировать эту вероятность путем выбора наилучших позиций временных крепежных элементов, - пояснил Сергей Валерьевич Лупуляк, заведующий лабораторией виртуально-имитационного моделирования СпбПУ.
Совместные исследования СПбПУ и Airbus в этом направлении ведутся уже на протяжении 14 лет.
Недавно компания Airbus выпустила новую модель самолета A350, которая сразу же стала востребованной у крупнейших авиакомпаний мира. Однако сборочный процесс является достаточно трудоемким. Например, с момента начала сборки и до передачи заказчику первого экземпляра модели А350 прошел целый год. Для ускорения производства и увеличения объемов выпуска необходимо сократить время сборки. Новые сборочные линии требуют больших финансовых вложений со стороны компании, поэтому она заинтересована в модификации существующих технологий. Программный комплекс, разработанный в СПбПУ, как раз и решает данную задачу. Таким образом, программный комплекс ASRP позволяет не только сократить время сборки, но и обеспечить надежное качество, что является одним из факторов, гарантирующих безопасность будущего самолета.
Тем временем
Ранее ученые из СПбПУ совместно с Гарвардской медицинской школой разработали алгоритм, в 17 раз улучшающий качество ультразвукового исследования сердца. Данный алгоритм - аппаратно независимый и может быть применен для обработки данных как на обычных компьютерах, так и полученных с мобильных устройств....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
Авиакомпания Emirates выполнит дополнительный рейс в Москву 20 апреля
Апрель 19, 2024
Пентагон впервые показал кадры боя человека с управляемым ИИ истребителем