О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как легендарный конструктор Николай Кузнецов проводил свои редкие свободные часы

23 июня исполнилось 108 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Кузнецова. Об этом человеке написаны книги, сняты фильмы, в которых главное место отводится его роли в истории двигателестроения

23 июня исполнилось 108 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Кузнецова. Об этом человеке написаны книги, сняты фильмы, в которых главное место отводится его роли в истории двигателестроения. Но частная жизнь Кузнецова в них оставалась в тени. Своими воспоминаниями с "ВК" поделился лично знавший семью Кузнецовых эксперт Инженерного центра генерального конструктора ПАО "Кузнецов", кандидат технических наук Евгений Кочеров. Дружная компания - В 1949 году, когда мне было 9 месяцев, Николай Дмитриевич привез меня с мамой в поселок Управленческий из Уфы. Мой отец Павел Иванович приехал сюда раньше и работал на заводе начальником отдела компрессоров. Здесь же трудилась целая группа немецких специалистов, первые выпускники Куйбышевского авиационного института, специалисты из ленинградского КБ Климова и с уфимского предприятия, приглашенные Николаем Дмитриевичем. Когда мы с мамой приехали, отцу дали комнату в доме, где жили немецкие инженеры. Позже мы получили квартиру на улице Симферопольской, 2, где поселился и Николай Дмитриевич с семьей. С его младшими детьми - Таней и Колей - я рос в одном дворе. У них не было никакой "звездности", чувства собственного превосходства - мы все общались на равных. Среди конструкторов и инженеров, прибывших из Уфы, многие были родом из Рыбинска, как и мои родители. В годы войны Уфимский моторный завод, на котором работал Кузнецов, был дублером Рыбинского завода №26, выпускавшего авиационные двигатели. У рыбинцев сложилась своя компания, и Николай Дмитриевич с женой Марией Ивановной к ней присоединились. Собирались чаще всего у Лидии Михайловны Жуковой, моей тетки по матери, работавшей начальником архива. В этой компании отмечали все праздники, дни рождения, пели песни. Николай Дмитриевич любил и умел петь. Больше всего ему нравились "Темная ночь", "Землянка" и "Я люблю тебя, жизнь!". После обширного инфаркта отцу стало трудно руководить отделом компрессоров. Как раз в то время вышло в свет постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о наведении порядка в авиационной отрасли. Это было "затягиванием гаек": война кончилась, и люди на производстве расслабились. Постановление инициировало создание служб качества, служб надежности и способствовало повышению ответственности за качество продукции. Николай Дмитриевич, возглавивший в Академии наук секцию по надежности, назначил моего отца организовывать службу надежности на предприятии. Дачные забавы Рабочий день у Николая Дмитриевича продолжался часов пятнадцать. С работы он уходил поздно вечером, а если проходили интересные испытания, то и ночью. Часто бывал на заводе в выходные. Тем не менее он находил время для общения с семьей. Летом такая возможность представлялась на даче. Наши дачные участки располагались неподалеку друг от друга. А между дачами Жуковых и Кузнецовых даже забора не было. По соседству находился и участок первого заместителя Николая Дмитриевича - Анатолия Алексеевича Овчарова. Чтобы сразу завезти туда всю компанию, иногда пользовались заводским автобусом. Периодически дачники заезжали группами на "ЗИМе" генерала. С этим "ЗИМом" связаны интересные воспоминания. При случае Николай Дмитриевич любил повозиться с детьми. Однажды он решил приобщить нас к технике и стал учить вождению на территории дачного массива. Сажал к себе на колени, нажимал на педали сам, а рулить давал нам. Одна из девочек не справилась с управлением и въехала в забор чьей-то дачи. Реакция Николая Дмитриевича была поразительной по нынешним временам: он не ругался из-за поцарапанной машины, а хохотал и утешал виновницу происшествия. Я впервые сел за руль лет в 10-12 именно в "ЗИМе" Николая Дмитриевича. Кузнецов очень любил копаться в земле, а супруга его была садоводом-любителем. Мария Ивановна была лично знакома с Евгением Финаевым, знаменитым ученым-селекционером. Благодаря ей на завод из опытного питомника Финаева завезли саженцы яблонь и посадили их там, где сейчас располагается ОКБ. Когда старое здание ОКБ пришло в негодность и на месте сада задумали строить новое, фруктовые деревья выкопали и раздали заводчанам-дачникам. Сорта этих яблок уникальны, их не найти ни в одном справочнике по садоводству. Одна из яблонь досталась Сергею Викторовичу Жукову, плоды зимнего сорта прекрасно хранятся и очень вкусны. У нас в семье этот сорт получил название "жуковка". Вместе по жизни Мария Ивановна Кузнецова была женщиной разносторонних интересов, много чем увлекалась - например, организовала курсы кройки и шитья для жительниц Управленческого. Она всегда проявляла трогательную заботу о муже. В советский период заводчан часто посылали в колхоз на сельхозработы, и Мария Ивановна просила нас привезти оттуда овес, который проращивала и включала в рацион Николая Дмитриевича для укрепления здоровья. Мне кажется, своим крепким здоровьем и долголетием он был обязан именно ей. По инициативе жены Николай Дмитриевич организовывал коллективные поездки за грибами на заводском автобусе. Для него тихая охота была удовольствием. Зимой супруги частенько катались на лыжах. Лыжной базы в Управленческом тогда еще не было, жители поселка проложили маршрут через лес в сторону дач. Для Николая Дмитриевича лыжные прогулки были способом эмоциональной и физической разгрузки. Для людей Николай Дмитриевич вникал и в социально-бытовые вопросы, потому что это было важно для его коллектива. Во времена дефицита при заводе была создана большая птицеферма, расположенная недалеко от поселка Мирного. Раз в два месяца работники снабжались куриным мясом. Построили шикарный профилакторий "Сокольи Горы", где было несколько скважин с минеральной водой. На острове Зелененьком организовали зону отдыха, Николай Дмитриевич приезжал туда с семьей. Вечерами любил прогуливаться вдоль песчаной косы. Стадион и лыжная база - тоже плод усилий Николая Дмитриевича, который "пробивал" разрешение на строительство объектов. Организация дачного массива стала возможна благодаря ему. Ну и большую часть жилого фонда поселка Управленческого тоже отстроил завод. К моменту приезда Кузнецова на весь поселок было всего три четырехэтажных дома, остальное жилье - засыпные двухэтажки и бараки. Он активно занимался организацией обучения: открытие авиационного техникума и вечернего отделения авиационного института в Управленческом - полностью заслуга Николая Дмитриевича. Кроме того, Кузнецов был депутатом Верховного Совета СССР, лично вел прием граждан, по возможности помогал им в решении проблем. Правда, некоторые замыслы он так и не смог реализовать. Несмотря на все усилия, не решился вопрос об устройстве водозабора и снабжении Управленческого качественной питьевой водой. Не воплощен в жизнь и проект по организации движения скоростного трамвая от улицы Ново-Садовой до поселка Управленческого. Николай Дмитриевич был уникальным человеком. Нам повезло, что мы работали и жили рядом с ним....
Авторские права на данный материал принадлежат «Волжская Коммуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка