О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Помощь маломощным

По данным "Ъ", регуляторы хотят поддержать выпуск российских газовых турбин мощностью от 25 МВт, основной производитель которых - входящая в "Ростех" Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)

По данным "Ъ", регуляторы хотят поддержать выпуск российских газовых турбин мощностью от 25 МВт, основной производитель которых - входящая в "Ростех" Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). Речь идет о программе замены старых турбин этого класса за счет оптового энергорынка, что, по оценкам аналитиков, может обойтись в 5 млрд руб. ежегодно. Минэнерго оценивает спрос на такие машины в 25 штук в год, но генкомпании осторожно оценивают необходимость в их обновлении. Межведомственный координационный совет по энергомашиностроению (его курируют Минэнерго и Минпромторг) обсуждает механизм поддержки сегмента российских газовых турбин малой мощности - от 25 МВт до 65 МВт - через оптовый энергорынок, рассказали "Ъ" источники, знакомые с обсуждением. По их словам, предложение внес ответственный секретарь совета, бывший министр энергетики Сергей Шматко. Основным бенефициаром программы может стать ОДК "Ростеха", у которой уже есть серийное производство турбин 25 МВт. Вопрос обсуждается на уровне министерств, в правительство его еще не выносили, хотя поддержку рассчитывают ввести с 2020 года. Сейчас машины мощностью 25 МВт в основном используют в распределенной энергетике (главным образом, для собственных нужд промышленности). ОДК также поставляла четыре ГТА-25 на Сакскую ТЭЦ в Крыму. Машины на 25 МВт выпускает и "РЭП Холдинг" по лицензии Solar Turbines, а также "Ладога" на 32 МВт по лицензии GE. Турбины большей мощности в РФ не производятся. Механизм поддержки может быть схож с договорами на поставку мощности (ДПМ), которые гарантируют возврат инвестиций за счет повышенных платежей потребителей. Генкомпаниям на ежегодных отборах будут выделять квоту в 200-300 МВт на замену старых турбин, тем самым давая загрузку машиностроителям. Как следует из анализа Минэнерго (есть у "Ъ"), в классе малых турбин (до 50 МВт) эксплуатируется 245 газовых машин мощностью 4,9 ГВт (средняя мощность - 20 МВт). Из них до 2035 года будет выведено около 4 ГВт. Спрос на такие машины министерство оценивает в 25 штук в год. Выручку от заказов машиностроители будут направлять на улучшение экономических и физических параметров оборудования, пояснил "Ъ" источник, знакомый с предложением министерств. Так, постепенно должен расти КПД турбин, мощность, ОДК должна будет перевести оборудование с газового на парогазовый цикл и двухтопливную систему (сейчас работают только на газе и не могут использовать мазут в качестве резерва). При этом, по словам собеседника "Ъ", оборудование ОДК не будет пользоваться привилегиями - генкомпании смогут штрафовать производителя за поломки или задержку поставок. В генкомпаниях сдержанно оценивают необходимость замены этого класса оборудования. В "Квадре" сказали, что нужды в этом сейчас нет, в "Т Плюс" - что для ТЭЦ компании интересны газовые турбины мощностью 125 МВт. В "Интер РАО" уточнили, что у компании только одна турбина малой мощности. Все проекты строительства и модернизации "РусГидро" подразумевают использование турбин большей мощности, которые "более эффективны для крупных электростанций". В Минэнерго "Ъ" сообщили, что участвуют в обсуждении поддержки газовых турбин мощностью от 25 МВт. Там отмечают, что в РФ уже производится полный цикл таких турбин, поэтому предлагают также подумать над "пилотными проектами с использованием экспериментальных образцов газовых турбин российского производства мощностью 65 МВт и выше". Аналогичную поддержку предполагается дать российским турбинам "Силмаша" мощностью от 100 МВт. В Минпромторге "Ъ" заявили, что "такую программу не разрабатывают", но "концептуально поддерживают" развитие генерации на базе российских турбин малой мощности. В ОДК от комментариев отказались. В Минэкономики заявили, что поддерживать нужно только перспективные технологии и "неочевидно", почему поддержку этого сегмента нужно "вешать" на оптовый рынок, "который уже перегрет различными видами надбавок". По оценке Николая Посыпанко из Vygon Consulting, такой механизм поддержки будет обходиться энергорынку в 5 млрд руб. ежегодно "и одновременно расширит возможности перехода на собственную генерацию и отказа от покупки энергии в общей сети". Спрос на турбины мощностью 25 МВт сейчас, по его расчетам, не более 15 штук в год. По мнению руководителя направления "Электроэнергетика" Центра энергетики МШУ "Сколково" Алексея Хохлова, рынок турбин малой мощности более перспективен, чем рынок крупных машин. Но поддержка этого сегмента через энергорынок "является разрушительной" и по сути переводит регулятора "в режим микроуправления отдельным сегментом оборудования"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка