Опубликовано: 12.07.2019, 13:21
Комментариев: 3
 

Второе пришествие авиации: эпоха беспилотья

Навстречу миру, наводненному дронами


[image]

Беспилотные летательные аппараты, по сути, зародились во времена появления пилотируемых воздушных судов. Уже в конце XIX века изобретатели пытались запустить в небо ЛА, которыми можно было бы управлять дистанционно. Однако не все эти изыскания закачивались успешно, первым действительно беспилотным летательным аппаратом можно считать, так называемый, "Жук" Кеттеринга. Этот уникальный "прадрон" представлял собой самолет-снаряд, который "умел" сбрасывать свои крылья и, начиненный взрывчатыми веществами, обрушивался на вражеские позиции. С этого времени США прочно разместились на позициях лидера среди производителей БПЛА.

В Советском Союзе имелись свои разработки, которыми занималось КБ "Туполев". Изначально эти беспилотные аппараты были разведывательного и ударного назначения - Ту-121, ТУ-130ДП и ТУ-123 "Ястреб". Позже появились оперативно-тактические, а также аппараты для использования в целях народного хозяйства: для обнаружения лесных пожаров, ЧП на нефте- и газопроводах. После распада СССР все отечественные разработки были заброшены, и сегодня Россия для себя открывает эту отрасль заново.

Гражданские беспилотники особенно стремительно начали развиваться после нулевых. Изначально даже в США оценки по рынку БПЛА были достаточно скромными. К 2020 году, как свидетельствуют аналитические данные Федерального управления гражданской авиации Соединенных Штатов (ФАА), число дронов должно было составлять около 15 тысяч единиц. О том, насколько эти прогнозы оказались скромными, говорит следующий факт - в 2016 году только в США было продано 2,8 миллионов гражданских беспилотников на общую сумму почти один миллиард долларов.

- Беспилотье врывается в жизнь человечества семимильными шагами, - говорит исполнительный директор "Концерна "Международные аэронавигационные системы", д.т.н, профессор Михаил Каневский. - Мир созрел для беспилотной эры. Этого требуют и уровень развития технологий, и потребности бизнеса, и запросы потребителей.

США остаются гегемоном в этой сфере, но надолго ли? Сегодня конкуренцию им, прежде всего, составляет Европа, аппараты которой пока уступают в техническом плане. Однако здесь созданы хорошие условия для инвесторов, а главными игроками на европейском беспилотном поле являются такие компании, как "EADS", "Alcore" и "Rhein-metall". Эти фирмы обеспечивают второе место Европы после США по производству беспилотников.

Активно выходят на мировой рынок БПЛА Китай, Израиль, Южная Корея, Сингапур и ряд других стран. К примеру, разработки китайской компании DJI с каждым днем становятся все конкурентоспособней. Их главное преимущество - соотношение качества и цены.

В нашей стране, по словам Михаила Каневского, существует пять двадцатилетних циклов развития беспилотных систем, которые можно отсчитывать с момента зарождения авиационных систем в целом. В настоящее время в России наблюдается существенный всплеск разработок, которого не было никогда.

- Это мы можем наблюдать и по развитию технологий водородного топлива для БПЛА, и использованию композитных материалов, а также по другим показателям, - говорит он. - В настоящее время в нашей стране порядка 235 технологических разработок в области беспилотья, и это очень даже неплохой показатель.

Не обходится отечественный "БПЛАпром" и без барьеров. Главным, пожалуй, можно считать отставание в сфере нормотворчества. В Европе и США государственные структуры оперативно реагируют на новейшие разработки и запросы бизнеса, у нас этим есть определенные трудности. Конечно, проще всего было бы обвинить в этих проблемах государство, но, как считает Михаил Каневский, это говорит в целом о незрелости всех участников отрасли.

- В Европе вопросы сертификации БАС давно решены, так же, как и ряд других моментов, связанных с законодательным регулированием этой сферы. Здесь разработаны масштабные программы по интеграции дронов в общую воздушную среду. В самом ближайшем будущем БПЛА смогут осуществлять массовые полеты в городах, - рассказывает исполнительный директор "Концерна "МАНС". - В США NASA и DARPA финансируют разработки, которые затем при государственной поддержке внедряются в промышленность. При этом главными проводниками законодательных инициатив в сфере беспилотных технологий являются местные власти штатов, которые наиболее оперативно реагируют на запросы разработчиков и потребителей.

В России инициативность, проявляемая снизу, - больше из ряда исключений, нежели существующая закономерность. И все же такие примеры, к счастью, существуют. Интересный проект назревает в Тверской области, власти которой с привлечением технической базы и специалистов "Концерна "МАНС" работают над созданием собственной аэродромной базы "Орловка". Она, как планируется, станет полигоном для отработки технологии применения БАС в Тверской области.

- Еще одно направление, которое сегодня имеет важнейшее значение, - создание информационно-сервисных технологий на базе систем наблюдения, связи и передачи данных, - рассказывает Михаил Каневский. - В проекте наряду с нашей компанией задействованы такие фирмы, как "АСТРА", "Кронштадт Аэро" и другие.

Создание единой системы внедрение в общее воздушное пространство БАС - глобальный высокотехнологичный проект, который по масштабу не уступает аналогичной американской программе UTM. Кстати говоря, сегодня американские решения в области интеграции БАС по праву считаются лучшими в мире.

- Есть, конечно, у нас в России мнение, что нам необходимо выбрать некий свой путь. Я не раз слышал разговоры о том, что нужно ввести два стандарта. У меня простой вопрос - зачем? Есть технология 1090ES, которая используется во всем мире и одобренная ИКАО. Внедрение дополнительных технологий не имеют никакой необходимости и приведет к неактуальным финансовым затратам. Необходимо развиваться в общемировом русле - подчеркнул Михаил Каневский.

Развитие беспилотной авиации Президент РФ Владимир Путин назвал одной из приоритетных задач государства. И сегодня в этом направлении действительно много делается важного, полезного. У России есть огромный шанс стать одним из лидеров технологий в области беспилотных систем, если нам вдруг не придет в голову шальная мысль бросить все на полпути и заняться поисками своей воздушной псевдоаутентичности.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «Концерн "Международные аэронавигационные системы"» | Все пресс-релизы

Дайджест прессы за 12 июля 2019 года | Дайджест публикаций за 12 июля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Концерн "Международные аэронавигационные системы"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости

При том уровне национальной авиации и её безопасности, о пришествии дронов надо "мечтать" с ужасом. Уже сейчас, когда РФ по авиационной безопасности уверенно "догоняет" Африку, каждую неделю приходят сообщение о лётных происшесвиях то с вертолётом (2 погибщших), то с дельтопланом (тоже с летальным исходом), то самолёт выкатился, то SSJ (41 погибших).... А если бу нас интенсивность воздушного движения была как в Штатах или в Европе? Мы бы не каждую неделю получали летальные исходы, а каждый день.... Мы уже давно не авиационнаястрана, и прав автор, что если начинать что-то делать, то надо с Норм и наведения порядка в авиационной системе, чтоб не было как с SSJ: самолёт хороший, РЛЭ в норме, экипаж действовал как положено, Аэрофлот всех обучил как надо, диспетчера и наземные службы - хороши. Почему же тогда 41 жертва, если всё отлично? Получается вся авиационная система сгнила... А дроны могут только усугубить ситуацию, поскольку появятся новые риски авиационных происшествий...