О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить

В российских аэропортах предлагают создать отдельные окна паспортного контроля для тех, кто купил билеты бизнес- и первого классов. С таким предложением в Минтранс обратилось Общероссийское объединение пассажиров

В российских аэропортах предлагают создать отдельные окна паспортного контроля для тех, кто купил билеты бизнес- и первого классов. С таким предложением в Минтранс обратилось Общероссийское объединение пассажиров (ООП). Сервис позволит как минимум в три раза ускорить прохождение процедуры. Инициативу в целом поддерживают в Международной ассоциации аэропортов (МАА) и крупнейших воздушных гаванях страны - Домодедово, Шереметьево и Пулково. Аэропорты надеются, что это позволит повысить популярность VIP-залов в воздушных гаванях, тем самым увеличив налоговые отчисления минимум на 1,5 млрд рублей в год. Минтранс пообещал рассмотреть это предложение. Но, по данным источника "Известий", против инициативы выступает пограничная служба ФСБ.

Ускорить бизнесменов

Для пассажиров бизнес- и первого классов обслуживания в российских аэропортах могут создать отдельные окна на паспортном контроле. С таким предложением 5 июля к министру транспорта Евгению Дитриху обратилось Общероссийское объединение пассажиров.

В письме, с которым ознакомились "Известия", говорится, что сервис в три раза ускорит прохождение паспортного контроля на вылете и прилете - проверка займет не более трех минут против 5-10 минут для экономкласса (норматив IATA). Отмечается также, что услуга fast track уже реализована во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая Великобританию, Германию, Грецию, Турцию, США.

Действующее российское законодательство предусматривает отдельный канал обслуживания только для транзитных и трансферных пассажиров, а также экипажей самолетов и владельцев дипломатических паспортов. Кроме того, инвалиды и пассажиры с маленькими детьми могут обслуживаться вне очереди, отмечается в письме. Теперь в этот перечень ООП предлагает включить и VIP-пассажиров.

- Для этого нужно внести изменения в типовую схему организации пропуска через госграницу, утвержденную приказом Минтранса от 2010 года, - пояснил "Известиям" глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

По его словам, для этого не потребуется увеличивать штатную численность сотрудников на уже имеющихся пунктах паспортного контроля в аэропортах.

Минтранс ранее уже готовил проект приказа о включении пассажиров первого и бизнес-классов в число лиц, которые могут пользоваться отдельными каналами обслуживания, утверждает источник "Известий" в авиаотрасли. Но погранслужба ФСБ, по его словам, не поддержала эту инициативу.

В пресс-службе Минтранса подтвердили "Известиям" получение письма, отметив, что оно будет рассмотрено. На уточняющие вопросы в ведомстве не ответили. В пограничной службе ФСБ на момент публикации на запрос не ответили.

Сегодня отдельные аэропорты уже предлагают услугу fast track по ускоренному прохождению всех предполетных процедур. Но за нее нужно заплатить отдельно - от 3 тыс. до 8 тыс. рублей вне зависимости от категории билета. Отдельного окна для прохождения ускоренного паспортного контроля нет, попасть на посадку без очереди клиентам помогают сотрудники воздушных гаваней.

В Пулково и аэропорту Красноярска "Известиям" сказали, что эта услуга применяется только для внутренних рейсов. В Кольцово (Екатеринбург) пояснили, что она сейчас недоступна. В Домодедово отметили, что каналы ускоренного досмотра действуют во многих аэропортах мира, но по действующему законодательству в России услуга fast track доступна только на внутренних рейсах. Во Внуково на запрос "Известий" не ответили.

Услуга для богатых

Аэропорты Домодедово, Шереметьево и Пулково готовы внедрить ускоренный контроль, если будет получено одобрение Минтранса и других заинтересованных ведомств, сообщили "Известиям" их представители.

При этом в Шереметьево подчеркнули, что это повысит уровень удовлетворенности пассажиров при прохождении предполетных и послеполетных формальностей, сократит количество поступающих жалоб. Представитель воздушной гавани добавил, что у аэропорта есть все ресурсы для реализации инициативы. Но сначала нужно закрепить такую возможность в законодательстве, добавил он.

Как пояснил "Известиям" Илья Зотов, в ООП рассчитывают, что эта услуга будет включена в стоимость билета бизнес- и первого классов.

В Пулково считают, что должна быть и отдельная опция, она будет пользоваться спросом у пассажиров экономкласса. Это выгодно также и аэропортам, сказал "Известиям" заместитель гендиректора компании "Воздушные ворота Северной столицы" (управляет аэропортом Пулково) Денис Павшинский.

- В качестве отдельной опции она может потребоваться гражданам, опаздывающим на рейс, а также трансферным пассажирам рейсов с короткой стыковкой, - отметил он.

С одной стороны, предложение о создании отдельных окон паспортного контроля для VIP-пассажиров логично, с другой - не ясно, что от этого получат аэропорты, сказал "Известиям" директор научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. Скорее это повысит популярность билетов бизнес-класса, что выгодно авиакомпаниям, добавил он.

Билет бизнес-класса в 5-10 раз дороже эконома, поэтому для авиакомпаний - это значительная статья доходов, согласен главный эксперт института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов. Несмотря на то что число привилегированных пассажиров составляет не более 5%, они обеспечивают авиакомпаниям 15-20% прибыли.

- Конечно, для погранслужбы это дополнительные расходы. Но ускорение паспортного контроля позволит аэропортам оптимизировать организацию VIP-каналов, в результате смогут дополнительно заработать и воздушные гавани, и авиакомпании, - сказал он.

Эксперт добавил, что мировая тенденция - снижение продажи билетов в бизнес-класс, быстрое прохождение паспортного контроля поддержало бы спрос на них.

В свою очередь, аналитик по транспорту "Финама" Алексей Калачев считает неправильным делать отдельное окно под VIP-пассажиров.

- Ускоренное прохождение процедур должно применяться в качестве платной услуги, которой может воспользоваться любой пассажир. В противном случае выглядеть это будет некрасиво, - отметил эксперт.

"Заначка" для бюджета

В Международной ассоциации аэропортов, объединяющей крупнейшие российские воздушные гавани, инициативу ускоренного прохождения паспортного контроля для пассажиров бизнес-класса в целом поддержали. Но там считают, что логичнее было бы вернуть услугу, которая действовала до лета 2015 года, - паспортный контроль можно было пройти в VIP-залах.

Эта практика была отменена по требованию погранслужбы ФСБ, которая ссылалась на нехватку сотрудников. В результате пассажиропоток через такие залы международных аэропортов, по данным ассоциации, снизился более чем на 60%.

- По нашим расчетам, прогнозный показатель доходов в федеральный бюджет от деятельности VIP-залов только 10 крупнейших международных аэропортов страны в случае возобновления в них пограничного контроля составит более 1,5 млрд рублей в год, - сказал исполнительный директор МАА Сергей Никотин.

Он добавил, что сегодня аэропорты теряют возможность зарабатывать на неавиационной деятельности. Это отрицательно сказывается на тарифах обслуживания для авиакомпаний. Перевозчики же дополнительные издержки закладывают в стоимость билетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка