Опубликовано: 16.07.2019, 10:04
 

Sky Review: Держать ЭРТОС на пульсе


[image]

Служба эксплуатации радиотехнического оборудованич и связи ФГУП "Госкорпорация ОрВД" в режиме нон-стоп обеспечивает качество и безопасность полетов от Калининграда до Камчатки.

За аббревиатурой ЭРТОС - целая эпоха. Это и аэронавигационная вахта длиной в семь десятилетий, и школа классных авиационных специалистов штучного производства, и самое главное - тысячи предотвращенных ЧП в отечественном небе. Заслуживает ли ЭРТОС особого внимания? Безусловно.

Глазомер vs РТОП

Авиасообщение в России активно начало развиваться уже 20-х годах прошлого века. Организация первых воздушных линий и руководство движением воздушных судов осуществляли командиры летных отрядов, которые вели визуальное наблюдение за выруливанием и взлетом самолета на летном поле, фиксировали время вылета. Информацию о ходе полета командир не получал, пока летчик не сообщал об этом по телефону или телеграфу из пункта посадки. Пилотирование летательными аппаратами в те времена доверяли только самым опытным летчикам, а авиасообщение осуществлялось днем при максимальной видимости наземных ориентиров.

Эволюция аэронавигации напрямую связана с открытиями в области радиосвязи и телефонии, которые вывели безопасность полетов на новый уровень. В то же время возникла острая необходимость развивать системы радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов (РТОП) и обеспечения услугами связи. В конце 40-х гг. в нашей стране впервые организуется служба ЭРТОС, которая изначально представляла собой небольшой технический узел.

Функционал ЭРТОС расширялся в унисон с техническим прогрессом. Со временем возникла необходимость работать в круглосуточном режиме с широким перечнем задач, связанных с выполнением трудоемких форм регламента, всех видов технического обслуживания, устранением неисправностей, ремонтом оборудования приемо-сдаточных испытаний, разработкой технических заданий при выполнении плановых мероприятий.

Утолить кадровый голод

Создание разветвленной службы технического обеспечения полетов потребовало целой программы подготовки квалифицированных кадров. До 60-х годов РТОП и авиационная электросвязь обеспечивались средствами, разработанными для ВВС, поэтому проблема нехватки профессионалов решалась за счет привлечения бывших военных инженеров и специалистов радиотехнического профиля, подготовленных высшими и средними специальными учебными заведениями других ведомств.

Интенсивное развитие гражданской авиации поставило перед руководством страны важнейшую задачу перманентной подготовки инженерно-технических специалистов для ЭРТОС. Проблема была искоренена путем создания отраслевых вузов, средних специальных учебных заведений - РКИИГА в Риге, КИИГА в Киеве, МИИГА в Москве. Сработало и то, каким образом была выстроена сама система образования: прикладной характер подготовки и распределение выпускников с обязательным трехгодичным сроком отработки по специализации.

В настоящее время ЭРТОС комплектуется выпускниками учебных заведений самого широкого профиля. Все специалисты имеют высокий уровень подготовки, владеют обязательными знаниями информационных технологий, применяемых в оборудовании РТОП и авиационной связи последнего поколения. Российские выпускники стремятся попасть в ЭРТОС по нескольким причинам. В первую очередь, здесь их ждет интересная и хорошо оплачиваемая работа. Кроме того, трудиться в ЭРТОС, за многие годы своей истории зарекомендовавшей себя с самой лучшей стороны, престижно. Немаловажным является еще один фактор - соцпакет для сотрудников "ГК ОрВД" считается едва ли не самым увесистым в отрасли.

Неизбежная эволюция

ЭРТОС просто "обречен" постоянно совершенствоваться, что обусловлено внедрением новой элементной базы, современных типов оборудования и технологий обслуживания воздушного движения. Об эволюционных этапах службы рассказал Алексей Палагин, заместитель директора по стратегическому развитию, эксплуатации и технической политике генеральной дирекции ФГУП "Госкорпорация по ОрВД":

- Изначально оборудование РТОП создавалось на дискретных элементах: резисторах, конденсаторах, катушках индуктивности, вакуумных радиолампах, кинескопах. На следующем этапе широкое применение транзисторов и гибридных микросхем позволило значительно уменьшить габариты и энергопотребление радиотехнических устройств. В настоящее время практически все оборудование РТОП функционирует на базе компьютеров и специального программного обеспечения.

- Каждый этап технологической революции требовал от сотрудников службы новых знаний и навыков. Если изначально в распоряжении диспетчера и пилота была только радиостанция, то сейчас эксплуатируется большое количество самых разнообразных средств навигации, радиолокации, систем наблюдения, автоматизации ОВД. Спектр и объем задач службы ЭРТОС непрерывно возрастает. В настоящее время в филиалах ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", чья зона ответственности простирается от Калининграда до Камчатки, эксплуатируется более 20 000 средств РТОП и АС. Надежное функционирование данного оборудования обеспечивают около 10 тысяч инженерно-технического персонала, - добавил он.

Всегда в авангарде

Фундаментальная миссия ЭРТОС - обеспечение безопасного неба над Россией. Реализуется она не только за счет вышеуказанных мероприятий РТОП и АС, но и благодаря важному умению следовать трендам в сфере аэронавигации.

Сегодня политика РФ в области развития связи, навигации и наблюдения опирается на самые передовые технологии, в том числе рекомендуемые ИКАО. В области связи широкое применение находят линии передачи данных и технологии на основе CPDLC, D-ATIS, OLDI, AIDC, SWIM и др., в области навигации - внедрение GNSS, GBAS, в сфере наблюдения применяются самые современные технологии АЗН-В и МПСН. Важная сторона аэронавигационной эволюции связана с автоматизацией УВД, основывающаяся на расширении ее функциональности с помощью наземных систем обеспечения безопасности (Ground-based Safety Nets), применением систем AMAN/DMAN/XMAN, A-CDM, A-SMGCS всех уровней, дистанционных (виртуальных) диспетчерских пунктов (RVT).

- В настоящее время к числу инновационных мероприятий ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" входит оснащение объектов средствами вещательного автоматического зависимого наблюдения (ADS-B), комплексами технических средств цифровой сети интегрированной авиационной фиксированной связи, локальными контрольно-корректирующими станциями, многопозиционными системами наблюдения (MLAT), системами контроля за характеристиками выдерживания высоты воздушными судами HMU и AHMS (HMU и AHMS), - подчеркнул Алексей Палагин.

Примечателен еще один факт из жизни ЭРТОС. Служба в отличие от большинства других подобных организаций придерживается предельно открытой информационной политики. Напрямую со специалистами ЭРТОС можно связаться на специальном форуме, где получаешь исчерпывающую информацию по всем вопросам. Медийность ЭРТОС - еще один показатель высокой адаптивности службы к современным реалиям.

 

Дайджест прессы за 16 июля 2019 года | Дайджест публикаций за 16 июля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости