Опубликовано: 18.07.2019, 11:59
 

Уфимские моторы: испытание временем


[image]

Редкое предприятие может отличиться почти вековым производством без остановок. Даже в суровые военные годы уфимские моторостроители не только не приостанавливали работу, но и ставили рекорды: за годы войны завод выпустил более 51 тысячи авиамоторов.

На протяжении десятилетий предприятие удерживает намеченную высоту. Сегодня "ОДК-УМПО" входит в число крупнейших технологических компаний России. Здесь производят известные во всем мире двигатели для боевой авиации, в том числе для Су-35. Предприятие участвует в целом ряде ключевых проектов российского двигателестроения: от создания ПД-14 для лайнера МС-21 до вертолетных двигателей ВК-2500, производство которых налажено по программе импортозамещения.

Приближая Победу

Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) было создано в 1978 году на базе Уфимского моторостроительного завода. В 2017 году в составе Объединенной двигателестроительной корпорации объединение переименовано в "ОДК-УМПО".

Но история предприятия началась гораздо раньше. Датой рождения предприятия считается 17 июля 1925 года. В этот день было принято решение построить на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего "Русского Рено" в Рыбинске завод по производству авиационных моторов. В 1928 году новое предприятие было введено в строй под номером 26.

В Уфе примерно в это же время появился завод комбайновых моторов. Именно сюда в начале войны был эвакуирован Рыбинский моторный и еще ряд заводов из Москвы и Ленинграда. Все они были объединены в одно предприятие, которое получило номер головного - 26.

Несмотря на трудности военного времени, с 1 января 1942 года завод в Уфе начал выпуск авиамоторов. Производство налаживали одновременно на нескольких площадках. Главной стала территория бывшего завода комбайновых моторов, а второй - пустое поле в пяти километрах от комбайнового завода. Часть оборудования устанавливали прямо в поле и спешно возводили стены для новых цехов. В музее УМПО сохранились воспоминания рабочих тех лет: "В цехах - ад кромешный: крыша наполовину разворочена. Там в темноте ветер воет, как на пустыре, а рабочие железными листами дыру закрывают. В одном углу лампешка чадит, там рабочий стоит у станка в шубе".

На каждом третьем советском боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой. А самым массовым мотором в период Великой Отечественной стал М105-Пф. В Уфе их было произведено более 35 тысяч штук. Авиадвигатель типа М-105, разработанный ОКБ Рыбинского завода под руководством Владимира Климова, признан настоящим чудом конструкторской мысли. Особенностью мотора была 20-миллиметровая пушка, которая входила в компоновку двигателя. Пушку устанавливали в полом валу редуктора, поэтому стрельба из нее не зависела от режима мотора и винта.

Всего за годы Великой Отечественной войны завод в Уфе выпустил более 51 тысячи моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкции Яковлева, Лавочкина, Петлякова и других.

Реактивный взлет

После войны завод продолжал укреплять оборону государства, создавая новые реактивные авиадвигатели, а с конца 1950-х годов осваивая и выпуск двигателей для ракет различного класса. В 1961 году для ВМФ начат выпуск турбореактивных двигателей КР-7-300 для крылатых ракет. Более 25 моделей и модификаций жидкостных ракетных двигателей из Уфы устанавливались на отечественных зенитных управляемых ракетах класса "земля-воздух", морских ракетах класса "вода-вода", ракетах "воздух-земля", сбрасываемых с бомбардировщиков и штурмовиков.

Основным направлением деятельности уфимского завода всегда оставалось производство и техническое сопровождение двигателей для боевых самолетов. Почти все основные модели отечественных истребителей поднимают в небо уфимские двигатели. Всего же за 90 с лишним лет на предприятии производились двигатели для 170 типов и модификаций самолетов. Среди них - один из самых массовых истребителей мира МиГ-21, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, перехватчик Су-22, штурмовик Су-25. Двигатели Р-95Ш и Р195 для штурмовиков Су-25 признаны самыми надежными в своем классе: их наработка на отказ в 5-10 раз превышает аналогичный показатель подобных изделий.

С 1981 года на УМПО выпускается, пожалуй, один из бестселлеров XX века - двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-31Ф для самолетов семейства Су-27. Два года назад УМПО освоило производство модификации этих двигателей для корабельных истребителей Су-33. УМПО также является серийным изготовителем АЛ-31ФП. Дальнейшим развитием этой силовой установки стал двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф-1С.

Двигатель АЛ-31Ф послужил основой еще для одного прорывного проекта - газотурбинного привода для газоперекачивающих агрегатов АЛ-31СТ, который сегодня успешно эксплуатируется на объектах "Газпрома".

Двигатели прогресса

Сегодня УМПО участвует практически во всех ключевых программах российского авиадвигателестроения. Предприятие является головным разработчиком и производителем двигателей для истребителей пятого поколения Су-57, работает по проекту ПД-14 для гражданского самолета МС-21 и вертолетных двигателей типа ВК-2500.

Российский истребитель пятого поколения Су-57 впервые поднялся в воздух с двигателями уфимского производства в 2010 году. Через год УМПО стало головным предприятием дивизиона "Двигатели для боевой авиации" в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В результате у компании появились филиалы: Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки и Лыткаринский машиностроительный завод.

УМПО занимается освоением производства деталей перспективного двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21: за уфимским предприятием по данной программе закреплено изготовление около трети деталей и сборочных единиц. ПД-14 должен стать базовым в семействе турбовентиляторных двигателей тягой от 9 до 18 тонн, включающего также промышленные энергоустановки. В прошлом году ПД-14 закончил сертификационные испытания и получил сертификат типа.

Еще одно ключевое направление в сегодняшней деятельности УМПО - выпуск деталей для вертолетных двигателей ВК-2500, окончательную сборку которых осуществляет их разработчик - "ОДК‑Климов". Уфимское предприятие отвечает за производство более 900 деталей и сборочных единиц для ВК-2500 и ВК-2500П (ПС).

Двигатель ВК-2500 пришел на замену турбовальных ТВ3-117, ранее поставлявшихся с Украины. Новая модификация ВК-2500 имеет улучшенные технические характеристики. В частности, в нем применена современная система автоматического управления. Турбовальный ВК-2500П поднимает в небо новейшие российские боевые вертолеты Ка-52, Ми-28НЭ, Ми-35М, а его коммерческую версию ВК-2500ПС получают новые пассажирские вертолеты Ми-171А2.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 июля 2019 года | Дайджест публикаций за 18 июля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, ОДК - Уфимское моторостроительное производственное объединение (в процессе тестирования)

Комментарии к новости