Опубликовано: 19.07.2019, 11:58
 

100-летие ЦАГИ в истории: самолет Ту-104


[image]

17 июня 1955 года в воздух впервые поднялся первый советский пассажирский реактивный самолет Ту-104, а менее чем через полгода к полетам приступила серийная машина. Воздушное судно, пробывшее в эксплуатации более 25 лет, потребовало от советской промышленности и науки новых решений.

Официально начало разработке Ту-104 в КБ Туполева положило постановление Совета Министров СССР от 11 июня 1954 года, фактически же исследования велись и раньше.

Летательный аппарат проектировался с учетом опыта создания дальнего бомбардировщика Ту-16. Конструкторы заимствовали у Ту-16 хвостовое оперение, шасси, крыло, гондолы двигателей, а также состав оборудования, что позволило завершить работы значительно быстрее. Модернизации подвергся фюзеляж - его диаметр увеличили с 2,9 до 3,5 м, а крыло переместили в нижнюю часть.

Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского внесли свой вклад на нескольких этапах создания самолета. В 1953-1956 годах специалисты КБ Туполева и ЦАГИ изучили режимы полета авиалайнера и действующие на его конструкцию нагрузки, а также провели прочностные испытания. Впервые в отечественной практике ресурсные испытания фюзеляжа проводились в системе целого самолета. А в 1956-1957 годах в специально созданном гидробассейне института прошли циклические испытания герметичного фюзеляжа Ту-104 на повторные нагрузки. Конструкция подвергалась повторяющемуся перепаду давлений и внешних нагрузок, имитирующих типовой полет. Подобные эксперименты ранее в стране не проводились.

История Ту-104 богата уникальными событиями. Так, в 1956 году в ходе визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в Лондон в аэропорту британской столицы приземлились сразу три советских авиалайнера, что произвело фурор, поскольку никакая другая страна не располагала тогда реактивными пассажирскими самолетами. А в феврале 1961 года ученые впервые провели наблюдение солнечного затмения с борта именно этого воздушного судна. Кроме того, в рамках исследований по освоению космоса на базе аппарата была создана первая летающая лаборатория Ту-104АК, на которой моделировались условия невесомости.

В числе регулярных направлений Ту-104 - Прага, Будапешт, Лондон, Копенгаген, Оттава, Пекин, Дели и др. Последний экземпляр самолета пополнил ряды воздушного транспорта в 1960 году. Всего было создано чуть более 200 машин. Опыт разработки авиалайнера лег в основу проектирования пассажирского Ту-134, совершавшего полеты с 1963 по 2019 год.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

 
Другие пресс-релизы «ЦАГИ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 19 июля 2019 года | Дайджест публикаций за 19 июля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (в процессе тестирования)

Комментарии к новости