О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У российского дрона "Корсар" нашли итальянское "сердце"

На недавнем военно-техническом форуме в Подмосковье в числе новинок демонстрировался беспилотный летательный аппарат "Корсар" разработки рыбинской фирмы "Луч". Но удачным дебютом это вряд ли можно считать

На недавнем военно-техническом форуме в Подмосковье в числе новинок демонстрировался беспилотный летательный аппарат "Корсар" разработки рыбинской фирмы "Луч". Но удачным дебютом это вряд ли можно считать. Во-первых, дрон уже показывали на Красной площади в прошлом году. А, во-вторых, показанный публике в этом году "Корсар" не совсем готов. Как рассказали "МК" специалисты, для российского беспилотника, предлагаемого нашей армии, так до сих пор и не появилось отечественного двигателя.

"МК" весной уже писал об этой проблеме. Но, как оказалось, ситуация с тех пор не изменилась. Продемонстрированный на форуме в открытой экспозиции один из беспилотников оснащен все тем же итальянским двигателем Zanzottera 498 с серийным номером "00005". А, значит, российской армии с таким "Корсаром" не по пути. По закону наша армия должна оснащаться вооружением и военной техникой только отечественного производства.

В закрытой экспозиции был показан еще один "Корсар". Специалисты считают, что на нем тоже итальянский двигатель, видоизменный Zanzottera 630H.

Вот гражданское применение дронов с импортными комплектующими вполне допустимо. Но и тут могут возникнуть проблемы. И все из-за санкций со стороны США и Евросоюза. Ведь они в любой момент могут запретить любые поставки высокотехнологичных комплектующих в Россию, и тогда летательные аппараты встанут на прикол.

Да, в России нет пока отечественных бензиновых двухцилиндровых оппозитных двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением, которыми, по проекту, должен оснащаться "Корсар". Выходом из ситуации могло бы стать покупка лицензии и создание на базе импортного двигателя отечественного аналога с локализацией его производства внутри России.

По этому пути разработчики "Корсара" и пошли. Нашли фирму в Рыбинске, что взялась сделать качественный продукт, который бы удовлетворил российских военных. Компания "Итлан" практически справилась с задачей, но тут генподрядчик начал менять по ходу дела правила игры, пошли хозяйственные споры, судебные иски, и дело встало.

Готовый на 75% двигатель АПД-45 для "Корсара" стал предметом судебных тяжб. "Итлан" остался без денег за выполненную работу, а КБ "Луч" взялось доделать движок без кооперации. Но судя по тому, что на недавнем форуме "Корсар" презентовали со старым итальянским двигателем, эти планы провалились. Специалисты не удивляются: ведь, у "Луча" нет даже своего испытательного стенда для тестирования таких двигателей.

Проведенные в 2015-2016 годах испытания итальянских двигателей выявили большое количество недостатков, Их перечень занял десятистраничный акт. Эксперты считают, что КБ "Луч" вряд ли сумело исправить хоть часть этих минусов.

С итальянским двигателем "Корсар" в ходе испытаний не выходил на заявленные характеристики. Летать он мог, но низко и недолго. Явно не так, как должен.

А еще он не может садиться по-самолетному. Только выпускать парашют и падать. От таких посадок на опытном аппарате заметны сколы на хвостовой части фюзеляжа.

Ясно, что о боевом применении дрона говорить не приходится. Соответственно, нет ни какой речи о серийном производстве.

Как рассказали "МК" эксперты, гособоронзаказ предусматривал запуск "Корсара" в серию уже в 2016 году. К этому времени десять опытных образцов должны были бороздить просторы полигонов в ходе войсковых испытаний. Этот график сорван. А ведь на этот проект только по программе импортозамещения двигателя было выделено государством 280 млн рублей. Интересно, какова судьба этих немалых средств?

В ходе недавней "прямой линии" с президентом руководители рыбинской компании "Итлан" обратились к главе государства с просьбой вмешаться в ситуацию. Владимир Владимирович на это, как и еще примерно на 2 миллиона обращений к нему, ответить за время "прямой линии" не успел. Но комплект документов, как рассказали "МК" в компании, направлен "куда следует".

Так что судьба "Корсара" может еще резко поменяться, и он достигнет тех высот и скоростей, о которых заявляют его разработчики.

Комментируя ситуацию, эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов сказал "МК": "Проблема с отсутствием отечественных двигателей весьма остро стоит перед разработчиками российских систем с беспилотными летательными аппаратами. И, несмотря на то, что проблема не нова, положительных подвижек в части исправления ситуации не видно. Консолидированное в рамках холдинг "ОДК" двигателестроение как будто пытается не замечать ее наличия".

Справка "МК"

"Беспилотник предназначен для всепогодной воздушной разведки местности, проведения патрульных и наблюдательных полетов, выполнения аэрофотосъемки. Его масса составляет 200 кг, размах крыльев - 6,5 метра, длина фюзеляжа - 4,2 метра. "Корсар" может совершать полет на высоте более 5000 метров, что делает его недосягаемым для стрелкового оружия и многих типов переносных зенитных ракетных комплексов. Экономичный двигатель позволяет "Корсару" находиться в воздухе до 8 часов. Собранная дроном информация обрабатывается и передается наземным системам в режиме реального времени"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка