Автор: Азат Вахитов
Опубликовано: 24.07.2019, 08:52
 

В регионе отметили день рождения башкирской авиации

Сегодня аэропорт "Уфа" - современное динамично развивающееся предприятие


[image]

В июле 1933 года было опубликовано постановление Совета народных комиссаров БАССР, в котором говорилось об организации в республике постоянного самостоятельного отряда сельхозавиации. Так родилась башкирская авиация, которой в этом году исполнилось 86 лет.

Отряд воздушного назначения

Начало было положено весной 1923 года, когда в Уфе было создано Башкирское отделение Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Через год был заложен первый в республике аэродром, который послужил началу становления и развития мощного аэропорта. К слову, на сегодняшний день он входит в десятку крупнейших аэропортов страны. В то время аэродром располагался на месте Южного автовокзала на улице Зорге - у авиапредприятиия не было искусственного покрытия, отсутствовала система посадки в сложных метеоусловиях и в ночное время. Самолеты приземлялись практически в городской черте, а летная группа поначалу состояла из трех "кукурузников" У-2. В 1932 году Уфимский авиационный отряд и диспетчерская уфимского аэропорта разместились в деревянном двухэтажном здании-теремке - бывшем загородном доме Костерина, который сегодня известен уфимцам, как "Дом с петушком".

Точной датой рождения башкирской авиации считается 7 июля 1933 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров БАССР. В нем говорилось: "Организовать в БАССР постоянный самостоятельный отряд сельскохозяйственной авиации, в соответствии с чем просить ВГСХ укомплектовать его необходимым самолетомоторным парком, часть которого, помимо сельхозработ, использовать для почтовой авиасвязи, открыв к 15 июля 1933 года первую авиалинию по кольцевому маршруту: Уфа - Магнитогорск - Белорецк - Толбазы - Стерлитамак - Ишимбаево - Мраково - Баймак - Тукан - Архангельское - Уфа..."

Таким образом, Уфимский авиаотряд был узаконен и зарегистрирован. Полеты из зрелищных превращались в плановые мероприятия, формировалась важная для народного хозяйства отрасль. Первые итоги работы авиаторов оказались обнадеживающими: почтово-грузовая авиалиния действовала бесперебойно, годовая программа по ее эксплуатации была перевыполнена, увеличивалась площадь обработки посевов, осваивались новые виды борьбы с сельхозвредителями, и один из важнейших факторов - своевременно оказывалась срочная медицинская помощь населению.

В предвоенные годы Уфимский авиаотряд был оснащен разнотипными самолетами: от "АК-1" до "Р-5" и "У-2" различных модификаций. Все это усложняло их эксплуатацию и техническое обслуживание. Но и в таких условиях отлично работали пилоты, техники и весь авиационный персонал. В годы Великой Отечественной войны многие гражданские пилоты и авиаспециалисты ушли на фронт, однако полеты не прекращались ни днем, ни ночью, потому что на грузовых самолетах "Г-2" необходимо было непрерывно доставлять военные грузы и оборудование с заводов из города Белорецка.

После окончания войны самолетный парк состоял из уже устаревших самолетов "По-2", новая техника не поступала. Только в 1954 году Уфа приняла первый самолет "Ан-2". С этого момента в республике начинается активное строительство местных аэропортов. Одновременно с самолетами "Ан-2" начинается эксплуатация в гражданской авиации вертолетов "Ми-1".

На взлете

С ростом потребностей в авиационном обслуживании народного хозяйства перед авиаторами встал вопрос о переходе на новую технику. Создание транспортной авиации становилось возможным на базе известного тогда самолета "Ли-2". Так, правительство республики совместно с Приволжским управлением гражданской авиации приняло решение о создании в Уфе авиаэскадрильи самолетов "Ли-2". Одновременно с получением новых самолетов началась подготовка экипажей, стали приглашаться пилоты из других авиапредприятий, стала развиваться маршрутная сеть и начали открываться рейсы из Уфы в Москву, Симферополь, Новосибирск, Ташкент, Куйбышев, Минводы. Вводилось обслуживание также и по местным линиям - Белорецк, Сибай, Баймак и другие районы.

Новая веха в истории уфимского аэропорта ознаменовалась появлением на союзных трассах турбовинтовых и реактивных воздушных судов, что заставляло уфимцев задуматься о перспективах. И путь был найден - строительство нового аэропортового комплекса за пределами города, в районе села Чесноковка. За два года там смогли построить взлетное поле для приема реактивных самолетов "Ту-124", турбовинтовых "Ил-18", "Ан-10", собственную котельную, одноэтажную гостиницу, гаражный бокс, грузовой склад и небольшое административное здание. С тех пор Уфимский аэропорт начал функционировать на новом месте.

Итак, с появлением новых самолетов увеличилось количество рейсов и, соответственно, перевезенных пассажиров. В 1972 году в Уфимском объединенном авиаотряде начинает работать эскадрилья самолетов "Ту-134". Что позволило стать регулярными рейсы не только в столицу страны и на юг, но и в районы Крайнего Севера, столицы союзных республик. А еще через несколько лет началась эксплуатация самолетов "Ту-154". Благодаря стремительному взлету, Уфимский аэропорт подошел к знаменательному рубежу - миллион отправленных авиапассажиров! Профессиональное мастерство летного и инженерно-технического состава, а также высокий уровень организации летной работы позволяли добиваться успехов и в других областях. В то время, по признанию министерства гражданской авиации, лучшими были службы спецавтотранспорта, связи и управления воздушным движением.

В 1991 году Уфимский авиаотряд был преобразован в самостоятельную авиакомпанию "Башкирские авиалинии". Повсюду она стала признаваться как национальная авиакомпания, и спустя некоторое время, по инициативе почетных работников авиапредприятия, был осуществлен выход на международные авиалинии. В 2000 году Международный аэропорт "Уфа" выделился из состава "Башкирских авиалиний" и пошел по самостоятельному пути развития. Теперь он является открытым акционерным обществом.

Новая высота

Сегодня международный аэропорт "Уфа" - современное динамично развивающееся предприятие, имеющее богатую историю и огромный потенциал в будущем. Самый важный объект воздушных ворот республики Башкортостан - это уникальный аэродром, который состоит из двух взлетно-посадочных полос с бетонным и асфальтовым покрытиями. Аэропорт является запасным в радиусе 1000 км, в том числе и для посадки транспортных и грузовых воздушных судов. Аэропорт предоставляет высококлассное наземное обслуживание воздушным судам авиакомпаний, сохраняет единую тарифную политику и обеспечивает свободный и полный доступ к информации об услугах, порядку их выполнения, тарифам и сборам.

С 2013 года началось интенсивное развитие и модернизация инфраструктуры воздушной гавани. Одной из реализованных масштабных задач стала реконструкция международного терминала, которая позволила увеличить его пропускную способность в четыре раза. Строительство обошлось более чем в 1,6 млрд рублей, включая стоимость оборудования и благоустройство прилегающей территории.

Новый международный терминал - современный высокотехнологичный комплекс с пропускной способностью 800 человек в час. Его площадь превосходит прежнюю в четыре раза и составляет свыше 17 тысяч квадратных метров, что обеспечивает уровень комфорта обслуживания пассажиров стандарта "С" по классификации IATA. Новый современный терминал уфимского аэропорта является ярким свидетельством динамичного развития транспортной сферы в стране.

2015 год ознаменовал новый этап в развитии уфимского авиаузла. Ввод в эксплуатацию нового терминала практически совпал по времени с беспрецедентными по уровню ответственности мероприятиями: саммитами ШОС и БРИКС, гостей которого принимал именно аэропорт "Уфа". В рамках подготовки к саммитам был выполнен колоссальный объем работы в предельно сжатые сроки. Параллельно с приемом делегатов, авиаузел выполнял штатную программу обслуживания регулярных внутренних и международных рейсов согласно расписанию.

В июне 2015 года был завершен первый этап реконструкции, который длился полтора года. Был расширен перрон, построены семь стоянок для широкофюзеляжных воздушных судов, площадка для обработки самолетов противообледенительной жидкостью.

Следующим этапом стала реконструкция второй искусственной взлетно-посадочной полосы. Коэффициент несущей способности позволил уфимскому аэропорту принимать без ограничений, в том числе по количеству взлетов и посадок, такие воздушные судна, как Boeing747, Boeing 777, Ан-124 "Руслан", AirbusA330. Полосе присвоена II категория ICAO, что дает возможность самолетам приземляться и взлетать практически при любых погодных условиях.

- Модернизация позволила увеличить коэффициент полезного использования всех аэродромных объектов и обеспечить повышение пропускной способности аэропорта на ближайшие 15-20 лет, - говорит генеральный директор международного аэропорта "Уфа" Александр Андреев. - На сегодняшний день можно смело говорить, что Уфа располагает одним из лучших по своим технологическим возможностям аэродромов в России.

Одним из важных событий 2018 года стало начало реконструкции аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий, которая пройдет в два этапа. К мощностям обновленного терминала добавятся два телетрапа, увеличится зона выдачи багажа. Планом предусмотрены три новые багажные ленты, что позволит аэропорту принимать и одновременно обслуживать не менее семи авиарейсов.

Проведенные работы повысят пропускную способность внутренних авиалиний с 600 до 1,2 тысячи пассажиров в час, поднимут качество обслуживания пассажиров на новый уровень. Второй этап реконструкции предполагает воплощение концепции единого моноблока - внутренний и международный терминалы будут объединены в единый архитектурный комплекс.

31 мая 2019 года международному аэропорту "Уфа" было присвоено имя народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Имена для 44 российских аэропортов были отобраны в рамках проекта "Великие имена России". За новое название аэропорта "Уфа" проголосовали почти 195 тысяч человек, 49% из них предложили назвать воздушную гавань в честь Мустая Карима.

 

Дайджест прессы за 24 июля 2019 года | Дайджест публикаций за 24 июля 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Комсомольская правда - Уфа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международный аэропорт "Уфа" (в процессе тестирования)