Автор: Александр Волобуев
Опубликовано: 07.08.2019, 08:27
 

Выше спрос: региональным авиалиниям потребуется около 800 самолетов

Российской промышленности предстоит удовлетворить этот спрос, чтобы не проиграть иностранным конкурентам


[image]

Российским авиакомпаниям в ближайшие два десятилетия понадобится около 800 самолетов для региональных линий. Такие оценки привели "Известиям" в госкорпорации "Ростех". В том числе, по данным Росавиации, в ближайшие 10 лет нужно будет заменить новыми машинами около 130 старых "Яков" и "Анов", которые будут выводиться из эксплуатации. Сейчас для региональных перевозок в стране разрабатываются самолеты Ил-114-300 и "Байкал", запуск серийного производства которых запланирован на конец 2022 года. Внутренним линиям очень нужны такие самолеты, но насколько они окажутся эффективны с точки зрения эксплуатационных характеристик и финансовых затрат, пока неясно, сказали "Известиям" в ГосНИИ гражданской авиации. Бороться с импортными конкурентами - Bombardier, ATR и Embraer - будет непросто, отмечают эксперты, но новые отечественные машины нужны для развития региональных перевозок, спрос на которые со стороны пассажиров растет.

Новые проекты

Российским авиакомпаниям в ближайшие 20 лет для региональных перевозок понадобится около 300 самолетов вместимостью от 30 до 110 кресел, а также около 500 небольших воздушных судов менее чем на 30 пассажиров, сказали "Известиям" в "Ростехе".

- Региональная авиация - не самый крупный сегмент как в России, так и в мире. Тем не менее это важная для социально-экономического развития страны отрасль и перспективный рынок, - отметили в пресс-службе госкорпорации.

Два ключевых самолета для региональных авиаперевозок, на которые делают основную ставку отечественные авиастроители, - Ил-114-300 и ТВС-2-ДТС "Байкал". Первый будут собирать на предприятии Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в подмосковных Луховицах, второй - на Улан-Удэнском авиазаводе, входящем в холдинг "Вертолеты России". Запуск серийного производства обеих машин запланирован на 2022 год, сообщили "Известиям" в пресс-службах производителей. При этом спрос на новые "Илы" оценивается в 100 единиц до 2030 года, а на "Байкал" - как минимум в 75, не считая действующего контракта с "Полярными авиалиниями" на 200 штук.

Согласно прогнозам Росавиации, в ближайшие 10 лет отечественные авиакомпании выведут из эксплуатации около 130 старых самолетов, таких как Як-40, Ан-24 и Ан-2, говорится в материалах к парламентским слушаниям в Совете Федерации РФ (документ есть у "Известий"). Заменить Ан-24/26 может 64-местный продукт "Ильюшина", а "кукурузник" Ан-2 -15-кресельный "Байкал".

Модернизация Ил-114 обойдется в 55,9 млрд рублей, на "Байкал" потратят не менее 1,2 млрд рублей (окончательная сумма финансирования не определена).

Для региональных линий также подходит самолет L-410 (19 мест) чешской Aircraft Industries (принадлежит российской УГМК). Его модернизированную версию уже собирают в Екатеринбурге. В прошлом году было произведено пять самолетов, план на 2019 год - четыре машины, далее завод намерен собирать по 4-8 воздушных судов ежегодно, сообщили "Известиям" в пресс-службе УГМК.

Нужен пламенный мотор

Спрос на перелеты в стране за шесть месяцев, по данным Росавиации, увеличился на 12%, до 57,7 млн человек. На внутренних линиях прирост составил 8,1%, услугами отечественных авиакомпаний воспользовались 33,2 млн человек. При этом в целом темпы роста авиаперевозок в 2012-2017 годах опережали мировые - 8,6% против 6%, говорится в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).

В секторе региональных перевозок российская промышленность пока "не способна оперативно удовлетворять возникающий спрос", в связи с этим доля импортных ВС будет увеличиваться, считают в АКРА.

На местных и региональных линиях сейчас доминируют советские самолеты марки "Ан", особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, сказал "Известиям" директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. Пассажиров в регионах также обслуживают импортные Bombardier, ATR и Embraer. Внутренним линиям очень нужны такие самолеты, как Ил-114-300 и "Байкал", но насколько они будут эффективны с точки зрения эксплуатационных характеристик и финансовых затрат, пока неясно, добавил эксперт.

В частности, в ноябре прошлого года гендиректор авиакомпании "Якутия" Владимир Горбунов говорил, что лизинговые платежи за Ил-114-300 будут почти вдвое выше, чем за Bombardier Q300/400, - порядка $150 тыс. в месяц.

- Проект самолета "Байкал" все еще находится на стадии техзадания, а под новый "Ил" пока нет отечественного двигателя - он сейчас проходит испытания, - сказал "Известиям" источник в авиаотрасли. Поэтому сроки выхода на стадию серийной сборки этих самолетов, по его мнению, могут сдвинуться.

Единственный постсоветский ближнемагистральный лайнер, который сейчас летает, - Sukhoi SuperJet 100. По данным ОАК, сегодня эксплуатируется порядка 140 SuperJet, из них 105 - в России. Почти половина парка летает в составе "Аэрофлота", остальные - в региональных авиакомпаниях "Ямал", "ИрАэро", "Якутия", "Азимут" и др. Эти самолеты, как правило, осуществляют межрегиональные перевозки внутри страны, но также выполняют и международные рейсы. Портфель твердых заказов на самолеты SuperJet составляет еще 78 единиц, уточнили в "Гражданских самолетах Сухого" (ГСС).

В "Аэрофлоте" "Известиям" напомнили, что компания уже получила SSJ-100 в рамках двух крупных контрактов с ГСС, а в сентябре 2018 года было подписано новое соглашение на поставку 100 воздушных судов.

- Также между "Аэрофлотом" и госкорпорацией "Ростех" подписан твердый контракт на поставку 50 самолетов МС-21, - сообщили "Известиям" в компании.

В авиакомпании "ИрАэро" сказали "Известиям", что сейчас на региональных линиях активно эксплуатируются "надежные и выносливые" Ан-24/26. Но постепенно происходит их физическое и моральное устаревание. Поэтому Ил-114-300 и "Байкал" обещают быть интересными новинками, отметил представитель перевозчика. В "Азимуте", эксплуатирующем SSJ-100, сказали, что приобретение новых ВС рассчитано на несколько лет вперед (количество не назвали). В Smartavia отметили, что концентрируются на магистральных перевозках, поэтому будут покупать Boeing, а в "Уральских авиалиниях" намерены пополнять парк Airbus. Другие крупные авиакомпании не ответили на запросы "Известий".

Обновленный Ил-114, по мнению Александра Фридлянда, помимо некоторых авиакомпаний, может заинтересовать госструктуры - МЧС, Минобороны, МВД.

В России, как и во многих других странах, региональная авиация существует и развивается благодаря субсидиям - это касается как производства и лизинга самолетов, так и самих перевозок, сказал "Известиям" эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. Без господдержки, по его мнению, значительная часть таких маршрутов просто исчезнет. Причина в том, что региональные перевозки - недешевое удовольствие: себестоимость кресло-километра на Ан-24 может в несколько раз превышать этот показатель на среднемагистральном Airbus А320, добавил он.

Проблема для российских авиастроителей, по мнению партнера Arthur D. Little в России Артема Малкова, заключается в том, что разным авиакомпаниям на местных и региональных линиях нужны самолеты различной размерности. В итоге, по словам эксперта, на всех перевозчиков необходимо в год 5-6 самолетов на 15 кресел, еще пять - на 25-30 мест, столько же 60-местных и т.д. При этом для организации рентабельного производства авиатехники нужен большой долгосрочный заказ на 150-200 машин одного типоразмера, подчеркивает эксперт.

В "Ростехе", в свою очередь, подчеркнули, что развитие программ строительства региональных самолетов "тесно связано с планами расширения необходимой инфраструктуры в регионах и наличием устойчивого спроса на авиаперевозки". В Минпромторге и Росавиации на запросы "Известий" на момент публикации не ответили.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 августа 2019 года | Дайджест публикаций за 7 августа 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Bombardier (в процессе тестирования)

Комментарии к новости