О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Sky Review: Летательный исход

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому с 26 июля этого года для владельцев дронов, которые нарушат правила воздушного пространства, штрафы увеличатся в десять раз

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому с 26 июля этого года для владельцев дронов, которые нарушат правила воздушного пространства, штрафы увеличатся в десять раз. Раньше физическому лицу пришлось бы заплатить 2−5 тысяч рублей, должностному - 25−30 тысяч. Теперь эти суммы в первом случае составят 20−50 тысяч рублей, во втором - 100−150 тысяч. Стоит оговориться, что речь не идет о случаях, которые влекут за собой уголовную ответственность.

Законопроект № 547 297−7 был отложен почти на полгода. Его планировали принять уже в начале 2019-го, однако внесенный в Госдуму в сентябре прошлого года проект закона вызвал острую реакцию у авиалюбителей. В опубликованной ими петиции, в частности, отмечалось несовершенство законодательства в сфере БАС. Увеличение штрафов в этих условиях, по мнению авторов петиции, может стать репрессивным инструментом.

Свадебный переполох

По мнению генерального директора фирмы "Съемка с воздуха" Вячеслава Барбасова, данный закон не связан с какой-либо глобальной стратегией по регламентации правил в отрасли, вместе с тем он предоставляет благодатную почву для неприятных инцидентов.

- В парке Царицыно регулярно проходят свадьбы, которые сегодня редко обходятся без съемок с квадракоптеров. Теперь любой человек в форме может подойти и собрать с этих людей дань, - прокомментировал он ситуацию для Sky Review. - Понятное дело, что никто не захочет с ними связываться, предпочтут договориться на месте.

По словам Вячеслава Барбасова, если такие инциденты все же будут доходить до суда, то это создаст коллапс, так как законодательная база в сфере БАС в настоящее время находится в сыром состоянии.

Может ли владелец дрона все же защитить себя? Как рассказывает Вячеслав Барбасов, таких механизмов не очень много, но они существуют. Рецепт здесь следующий - необходимо хорошо знать свои права и использовать эти знания при возникновении тех или иных инцидентов.

- Если у вас есть сертификат на эксплуатацию БПЛА, имеются страховка, серийный номер на аппарате, документы на использование воздушного пространства, документ о прохождении курсов "Операторов БПЛА", то можно это противопоставить претензиям штрафующего, несмотря на фактическую юридическую ничтожность предъявляемых документов, - поделился советом Вячеслав Барбасов.

В помощь эксплуатантам дронов и сервисы ФГУП "ГК по ОрВД". В открытом доступе имеется карта, в которую оперативно вносятся обновления по состоянию воздушного пространства, за исключением специальных, в первую очередь, военных объектов. Там можно всегда удостовериться в том, что вы запускаете квадракоптер в пределах открытого воздушного пространства.

- Российский рынок БПЛА (если не брать военные дроны) сегодня составляет 10 млрд рублей в год. Это бюджет средней российской компании. Есть опасения, что подобные законы еще больше ужмут этот рынок, а отрасль глубже уйдет в серую зону. Все чаще организации опасаются приобретать дрон для выполнения задач и заказывают услуги, а в последнее время начали опасаться заказывать и услуги под гнетом непонятной нормативной базы вокруг БПЛА. Это не очень хорошие тенденции, - подытожил Вячеслав Барбасов.

Единые подходы

Однако в ужесточении правил не все видят подвох. По мнению авиационного эксперта, управляющего компанией "Авиатим" Вячеслава Илюшина, четкие и прозрачные законы в отрасли давно назрели.

- Сегодня БАС используются все активнее, поэтому вопросы безопасности начинают играть определяющую роль, - рассказал он в интервью Sky Review. - Надо понимать, что в настоящее время происходит формирование беспилотной транспортной системы, а она без единых правил существовать не может.

По его мнению, ограничения для дистанционных пилотов дронов должны выступать в качестве определения меры ответственности. Эксплуатантов БАС необходимо тщательно подготавливать к управлению БПЛА.

- В советские времена получивший права на вождение автотранспортом человек первое время мог двигаться по трассе со скоростью не больше 60 км/ч. Так и здесь - люди, которые управляют дронами, должны какой-то период иметь ограничения, - сказал Вячеслав Илюшин.

По мнению эксперта, инициатива по ужесточению штрафов - привычное явление для российской законодательной практики.

- У нас сложилась такая система, что сначала идет запрет, затем осмысление и потом уже приведение к некому здравому смыслу. Негативная реакция представителей отрасли понятна - у них свои опасения. Поэтому было бы неплохо при разработке таких законов учитывать мнение экспертного сообщества, - поделился он своим видением.

Укрощение БПЛА

В январе текущего года, когда в Госдуме закон об увеличении штрафов был принят в первом чтении, представители власти ссылались на многочисленные нарушения дронами правил ВП. По словам заместителя главы Минтранса Николая Захряпина, в период с 2015 по 2017 гг. было зафиксировано боле 1,3 тысяч таких нарушений. Во время заседания ГД он сказал:

- Есть случаи, когда дроны находились в зоне совершения регулярных рейсов самолетов, и это реально создает опасность для полетов, для безопасности пассажиров. Нам не хотелось бы доводить ситуацию до той черты, когда возникнут конкретные примеры с катастрофами, повлекшими принятие незамедлительных мер по усилению законодательства.

По мнению пилота с многолетним стажем и авиационного эксперта Вячеслава Зикеева, проблема дронов-нарушителей более чем актуальна.

- Это очень серьезный вопрос. Сегодня для многих дроны - это инструмент развлечения. Их могут запускать даже школьники, которые вряд ли понимают, с чем имеют дело, - рассказал он Sky Review. - Если беспилотник окажется на пути у ПВС, то летчик его увидит в самый последний момент, когда уже невозможно совершить маневр и увернуться. А то, что после этого произойдет с самолетом, можно понять, посмотрев соответствующие ролики в сети.

Стоит отметить, что в настоящее время во всех странах вопрос законодательного регулирования дронов стоит остро. К примеру, недавно в Японии был принят закон о запрете управлять БПЛА в нетрезвом состоянии. А в Англии анонсировали введение возрастных ограничений на управление беспилотниками....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка