О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Иркутский аэропорт - утраченные возможности: аудиторы КСП изучили ситуацию с авиаузлом

Иркутская область лишилась 23 млрд рублей федерального финансирования на строительство нового аэропорта из-за невыполнения правительством региона своих обязательств

Иркутская область лишилась 23 млрд рублей федерального финансирования на строительство нового аэропорта из-за невыполнения правительством региона своих обязательств. Об этом 12 августа на заседании контрольной комиссии Законодательного собрания региона сообщила заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области Юлия Махтина.

На заседании присутствовали большинство членов комиссии, председатель ЗС Сергей Сокол, почти все приглашенные - кроме генерального директора АО "Международный аэропорт Иркутск" Андрея Скубы. Как пояснил директор по экономике и финансам АО "Международный Аэропорт Иркутск" Александр Лавриенко, причина отсутствия уважительная - руководителя вызвали в Следственный комитет РФ для дачи показаний.

Невыполненные обещания

Как рассказала в своем выступлении Юлия Махтина, в числе упомянутых обязательств - увеличение пассажиропотока иркутского аэропорта не менее чем до 3 млн человек в год. Однако в 2017 году поток составил 1,7 млн человек, а в 2018 году - 2,2 млн. При этом в КСП считают, что без реконструкции существующего аэропорта достижение заявленного показателя крайне затруднительно. Также правительство области в рамках обязательств, взятых на себя при передаче им аэропорта, должно было на условиях государственно-частного партнерства привлечь из средств бюджета Иркутской области и внебюджетных источников 20 млрд рублей на строительство нового аэропорта. Это тоже не было сделано.

Еще одним обязательством было обеспечить финансирование реконструкции и строительства действующего аэропорта, включая технологическое перевооружение за счет внебюджетных источников в объеме 1,1 млрд рублей. Разработка предпроектной документации по условиям соглашения должна была начаться еще в 2015 году, через семь месяцев после передачи аэропорта области, а начало строительства должно было прийтись на август 2016 года. Но лишь год назад, в августе 2018 года, можно было предположить, что этот пункт начинает реализовываться - губернатор Иркутской области Сергей Левченко торжественно заложил первый камень, символизирующий начало строительства нового терминала, предъявил предварительные проекты. Однако с того момента никакого развития ситуация не получила, более того, правительство региона Федеральная антимонопольная служба обвинила в нарушении законодательства, поскольку участок земли под строительство терминала и право на его проектирование были переданы без проведения конкурсных процедур.

За гранью закона

ФАС в ноябре 2018 года завела дело в отношении губернатора Иркутской области Сергея Левченко, АО "Рампорт Аэро", ООО ИК "Аеон", ООО "Новапорт", ООО "Система Управления", ООО "Рампорт Безопасность" и АО "Международный аэропорт Иркутск". замглавы МинЖКХ Иркутской области Ольга Золотарева ранее рассказала, что "Аэропорт Иркутск" передал в субаренду на 10 лет участок, на котором будет построен новый терминал, компании "Рампорт Безопасность". Одним из учредителей "Рампорт Безопасность", согласно выписке из ЕГРЮЛ, было АО "Рампорт Аэро", чьим партнером является Ростех. При этом участок передан предприятию как хозяйствующему субъекту, а не инвестору. Правительство Иркутской области ничего пока не сделало по выбору инвестора, заявила чиновница.

В результате в действиях "Рампорт Аэро" ФАС выявила признаки заключения антиконкурентного соглашения.

- Комиссия центрального аппарата ФАС России 22 июля завершила рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства, - сообщил руководитель регионального отделения УФАС Александр Кулиш. - В результате действия органов исполнительной власти Иркутской области, а также компаний, которые по мнению антимонопольного органа, участвовали в антиконкурентном соглашении, а это АО "Рампорт Аэро", ООО ИК "Аеон", ООО "Новапорт", ООО "Система Управления", ООО "Терминал Иркутск", ОО "Новапорт холдинг", АО "Аэропорт Толмачево", были признаны нарушившими закон "О защите конкуренции". А именно - пытались в обход конкурентных процедур заключить инвестиционное соглашение на развитие "Международного аэропорта Иркутск", то есть площадки аэропорта и строительства нового терминального комплекса. То есть делали это в обход существующих правил, а именно - проведения соответствующей конкурентной процедуры.

Соответствующие документы руководитель УФАС передал для изучения в Законодательное собрание Иркутской области.

Иллюзорный терминал

Представитель КСП отметила, что при этом на проведение подготовительных работ на выбранном под терминал участке - к слову, не самом удачном из имевшихся вариантов - было потрачено 4, 178 млн рублей. Потом без проведения конкурсных процедур было согласно которому ООО "Рампорт Безопасность" обязуется осуществить проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового пассажирского аэровокзального комплекса на общую сумму 7 млрд рублей. При этом соответствующий земельный участок был передан этой компании в аренду. Однако в ходе рассмотрения дела ФАС упомянутые соглашения и договор субаренды были расторгнуты, что может, по мнению аудиторов, привести к нецелесообразности уже произведенных на этом участке затрат.

Также правительство региона по соглашению с федеральным должно было внести обязательства по реконструкции и модернизации действующего аэропорта и по строительству нового в бюджет, стратегию и ряд госпрограмм. Однако, как отмечают в КСП, программа Иркутской области "Развитие транспортного комплекса Иркутской области" на 2014-2020 годы не содержит мероприятий по развитию аэропорта.

Мифы нового аэропорта

Представитель КСП также рассказала, что Росавиация в марте 2017 года сообщила о невозможности согласования ранее планировавшегося земельного участка под строительство нового аэропорта в районе деревни Поздняково в связи с внесенными в 2014 году изменениями в Земельный кодекс РФ, согласно которым действующее законодательство не позволяет предоставление земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства. В этой связи возникла необходимость в выборе нового земельного участка для строительства аэропортового комплекса.

Несмотря на полученный ответ Росавиации, губернатором области в мае и июле 2017 года были направлены два обращения в адрес президента РФ об определении условий актуализации существующего акта выбора земельного участка на площадке "Поздняково", а также с просьбой сохранения федерального финансирования по строительству нового аэропортового комплекса. В сентябре 2017 года по итогам рассмотрения этих обращений Минтранс РФ повторно указал на невозможность использования земельного участка на площадке "Поздняково". Более того, отсутствие столь длительный срок действенных мер по выполнению обязательств по соглашению со стороны правительства области способствовало принятию решения об исключении объекта "Строительство нового аэропортового комплекса (г. Иркутск)" с федеральным финансированием в объеме 23 млрд 109 млн рублей из ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)". При этом Минтранс РФ в письме сообщил о готовности вернуться к рассмотрению вопроса строительства с использованием средств федерального бюджета после 2021 года при условии выполнения правительством области своих обязательств по соглашению в полном объеме.

В одном из обращений губернатора области к президенту РФ было обозначено, что дальнейшие мероприятия по привлечению инвестора для строительства, реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры будут реализованы через конкурсные процедуры с учетом соблюдения антимонопольного законодательства.

Потерянные миллиарды

- Между тем, в марте 2017 года осуществлена регистрация проектной компании АО "ИркутскАэроИнвест" (50% акций - OA "Корпорация развития Иркутской области" и 50% АО "Новапорт Иркутск"), в задачи которой входило проведение мероприятий по выбору земельного участка для строительства нового аэропортового комплекса, разработка проектной документации, включая разработку технико-экономического обоснования строительства нового аэропорта и модели реконструкции и модернизации действующего аэропорта, - отметила Юлия Махтина.

В ноябре 2017 года правительство области обратилось в Минтранс РФ с просьбой об актуализации и доработке прогнозного плана. Минтранс РФ, в своем ответе в декабре 2017 года, посчитало возможным рассмотреть этот вопрос после предоставления регправительством гарантийного письма о привлечении средств областного бюджета и внебюджетных источников в реализацию объекта с указанием минимальных объемов предполагаемых к привлечению каждой из сторон инвестиций (начиная с 2022 года), а также календарный план мероприятий по выбору земельного участка.

- Только в апреле 2018 года правительством области был направлен в адрес Минтранса РФ календарный план мероприятий по выбору земельного участка и информация о получении подтверждения от ряда крупных инвесторов готовности участвовать в реализации проекта по строительству нового аэропортового комплекса города Иркутска, - подчеркнула аудитор. - В феврале 2019 года Сергеем Левченко был утвержден план мероприятий по формированию земельного участка, согласно которому срок оформления займет 24 месяца после принятия управленческого решения по механизму подготовки документации по планировке территории аэропорта "Иркутск-Новый" в отношении объектов территориального и регионального значения.

В марте 2019 года правительством области согласовано с Росавиацией задание на разработку документации по планировке территории для размещения нового аэропортового комплекса на другом земельном участке - в Хомутовском МО Иркутского района.

- Между тем, конкурс на привлечение инвестора по строительству нового аэропортового комплекса на условиях государственно-частного партнерства не объявлен, средства бюджета Иркутской области на указанное мероприятие не предусмотрены, - резюмируют в КСП.

На заседании комиссии по контрольной деятельности министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артур Сулейменов заявил, что до сих пор не может озвучить конкретных сроков, когда будет принято необходимое для начала всего этого процесса управленческое решение. Но речь идет, как минимум, о нескольких месяцах.

Зависшие деньги

Что касается обязательств по привлечению инвесторов на реконструкцию и техническое перевооружение существующего аэропорта в размере 1,1 млрд рублей, то, как заявил министр, они даже перевыполнены - на это направлено свыше 1,3 млрд Однако Юлия Махтина отметила, что все эти средства были выделены исключительно из прибыли самого аэропорта. И более того, реально использована лишь незначительная часть, причем только на закупку техники, требовавшей замены в связи с износом. А около 750 млн рублей остаются неиспользованными. Между тем рулежные дорожки и взлетно-посадочные полосы аэропорта находятся в критическом состоянии и требуют скорейшей реконструкции, а также создания системы стоков и ливневой канализации. КСП приложило к отчету фотоснимки, подтверждающие плохое состояние покрытия важнейших элементов аэропорта.

Также Артур Сулейменов настаивал, что власти Приангарья совершенно не виноваты в том, что иркутский аэропорт, как и ряд других, исключен из ФЦП и лишился федерального финансирования в 23 млрд рублей. Однако депутат Виталий Перетолчин зачитал официальный ответ, согласно которому проект строительства иркутского аэропорта исключается из ФЦП именно в связи с неисполнением правительством области взятых на себя обязательств.

Аудиторы назвали и множество других нарушений, выявленных ими при проверке деятельности аэропорта в 2017-2018 годах. Особо было отмечено использовании части средств, направленных на благотворительность, на финансирование избирательных кампаний членов КПРФ, а также на поддержку религиозных организаций.

От конкуренции до тарифов

Также о многочисленных замечаниях напомнил Александр Кулиш.

- Мы неоднократно выявляли факты нарушения антимонопольного законодательства в действиях аэропорта, - отметил он. - Было выявлено два факта злоупотребления доминирующим положением в связи с необоснованным увеличением арендной платы для предпринимателей. Также - действия, направленные на ограничения конкуренции в отношении организации, которая занималась изготовлением бортового питания. Кроме того, мы выявили факт необоснованного предоставления скидки одной из авиакомпаний в рамках аэропортового обслуживания. И сейчас во взаимодействии с транспортной прокуратурой и прокуратурой области у нас выявлен еще ряд фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства. В частности, речь идет о заключении антиконкурентного соглашения с администрацией Иркутского района - при диспансеризации сотрудников, при заключении договора о поставке продуктов для бортового питания.

Руководитель УФАС подчеркнул, что нужно принимать какие-то системные меры для пресечения регулярных нарушений аэропортом антимонопольного законодательства.

- Не только в отношении иркутского аэропорта, а всех аэроузлов региона для нас остается актуальным вопрос ценообразования тарифов на обслуживание, напрямую влияющих на стоимость авиабилетов, - отметил он. - К нам поступает в связи с этим очень много обращений от жителей региона. Также много обращений в связи с деятельностью парковки у иркутского аэропорта - как я понимаю, она действует не совсем корректно, но нарушения там, скорее, являются предметом рассмотрения Роспотребнадзора.

Регион с сомнительным лицом

- В Иркутской области много старых, "с бородой", проблемных вопросов, и аэропорт - один из самых актуальных, - отметил Сергей Сокол. - То, что мы услышали от КСП, вызывает, как минимум - недоумение, как максимум - шок. Мы потеряли 23 млрд рублей на то, что области и городу Иркутску крайне необходимо. В 2015 году аэропорт передавался региону с целью - цитирую - "повышения качества авиатранспортного обеспечения Иркутской области". Но для тех, кто был в других крупных городах России, наш аэропорт - далеко не пример для подражания. В прошлом году мы видели, как правительство и губернатор забили колышек в основание того, что дальше, уже в этом году должно что-то из себя представлять и демонстрировать какое-то развитие. Не знаю, под выборы или для чего-то еще этот красивый жест был сделан, но сейчас никакого развития не видно.

Он также напомнил, что ни один пункт соглашения, подписанного между правительством Иркутской области и федеральными властями при передаче аэропорта, не выполнен.

- А представьте, если бы мы запланированные 3 млн пассажиров сюда зазвали - что бы мы делали с ними в нынешних условиях? Но ведь аэропорт - это визитная карточка региона, его лицо - и гордиться нам здесь абсолютно нечем, - заявил спикер.

Он также напомнил о проблемах развития других - северных - аэропортов региона, где нет инфраструктуры, а порой - даже полос с твердым покрытием.

- Мы все лето пытались улететь в Ербогачен, но так и не смогли, - подчеркнул спикер. - А кто улетел - еле вернулись, через Киренск. А ведь на дворе 21-й век, причем не самое его начало. Для успешного развития нашего региона строительство нового современного авиаузла - одна из стратегических задач, которые стоят перед нами. И что нам делать? Складывать руки? Опять отдать в федеральную собственность и сказать "не справились"?

Множество проблем как иркутского аэропорта, так и других авиаузлов региона отметили и остальные депутаты. Однако конкретных ответов и обещаний от представителей исполнительной власти так и не добились.

По итогам заседания комиссии правительству области и иркутскому аэропорту поручено исправить выявленные нарушения в течение двух месяцев, к рассмотрению вопроса депутаты намерены вернуться в октябре. Также Артуру Сулейменову предложено подготовить и предоставить в комитет по собственности ЗС расчеты по субсидированию полетов в северные территории региона....
Авторские права на данный материал принадлежат «Телеинформ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка