Автор: Ульяна Бакуменко
Опубликовано: 14.08.2019, 08:35
 

Камчатка не отпустила. Пилот вертолета - о работе в малой авиации

Верит ли в приметы водитель крылатой машины?


[image]

18 августа в России отметят День воздушного флота - профессиональный праздник летчиков, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры нашей страны.

На Камчатке без крылатых машин не обойтись: некоторые населенные пункты располагаются в таких труднодоступных районах полуострова, что добраться до них можно только по воздуху. Как живут люди, постоянно держащие "курс на север", рассказывает командир эскадрильи вертолетов авиакомпании "ВИТЯЗЬ-АЭРО" Сергей Митрюков.

Мне бы в небо

От журналистского внимания накануне профессионального праздника пилот вертолета почти с 40-летним стажем работы скромно отмахивается: говорит, что для красивых фотоснимков на страницах газеты есть улыбчивые молодые парни. Но после недолгих уговоров на беседу соглашается - главным аргументом становится то, что даже сегодня освоение профессии пилота многие считают несбыточной мечтой. И это, действительно, непросто.

- Я родился в Хабаровске, в моей семье никто не был связан с небом, а вот мне этого очень хотелось, - рассказывает Сергей Алексеевич. - После школы поехал поступать в военное летное училище, но что-то царящие там порядки мне не понравились: я еще курсантом не успел стать, а мне уже предложили туалеты драить. Подумал, что уж точно не для этого пол страны пересек, поэтому поехал искать другое место для обучения летному делу. Только вот в тот год моим планам не суждено было сбыться: на обратном пути в поезде я подхватил инфекционное заболевание и перед членами приемной комиссии Кременчугского летного училища гражданской авиации предстал не в лучшей форме. Какое уж тут зачисление, если здоровье пилотов должно быть "космическим"?

На следующий год снова в училище не поступил, опять здоровье подвело. Два года отслужил в армии - призвали, кстати, на Камчатку, и только спустя четыре года после окончания школы стал первокурсником летного училища на Украине.

А после - годы учебы и распределение на полуостров, в летный состав Халактырского авиапредприятия. Сам попросился, сильно за годы службы отдаленный край запал мне в сердце. Думал тогда, как и многие: полетаю три года, посмотрю полуостров, да на большую землю. Как видите, так и не улетел, хотя летаю постоянно (смеется).

Надежда на руки и голову

В 2010 году Сергей Митрюков пришел в авиакомпанию командиром крылатой машины, а уже в 2013 возглавил эскадрилью из 20 вертолетов МИ-8 и Ми-2. Несмотря на должность, Сергей Алексеевич регулярно садится за штурвал и каждый раз снова и снова проходит предполетную подготовку. Она одинакова для всех: и для умудренного сорокалетним опытом работы командира эскадрильи, и для вчерашнего выпускника училища.

- В день полета работы хватает всем: экипаж проходит медицинский контроль, бортмеханики готовят воздушное судно, командир и второй пилот, анализируя сводки погоды, принимают решение - поднимется вертолет в небо сегодня или нет, - делится профессиональными секретами Сергей Алексеевич. - Конечно, полет на вертолете существенно отличается от "больших" самолетов, но соблюдение всех требований безопасности для нас - неукоснительное правило. Да и сделать перелет максимально комфортным мы тоже стараемся: пусть на наших вертолетах не разносят еду небесно красивые стюардессы, но бортмеханик зорко приглядывает за всем, что происходит в пассажирском салоне. А уж мы, пилоты, доставим всех, куда нужно.

Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: К летчикам предъявляются серьезные требования: и к состоянию их здоровья, и к профессиональным навыкам, и к теоретическим знаниям. Пилотов малой авиации это тоже касается?

Сергей Митрюков: А как же! Все увесистые папки, которые вы видите вокруг (Сергей Алексеевич показывает на книжные шкафы. Прим. ред.), - личные дела каждого пилота нашей авиакомпании. В них собрана вся информация: где родился, учился, летал, снова учился, снова летал и так до бесконечности. Мы обновляем свои знания всю профессиональную жизнь, по-другому просто не получится. Пилоты проходят курсы повышения квалификации ежегодно.

Есть и внутреннее обучение, которое организует командирско-летный состав для рядовых пилотов. Мы разбираем, в том числе и случаи авиакатастроф: когда случается нештатная ситуация, мозг уже автоматом анализирует возможные причины происшествия. Так что абстрагироваться от прерванных полетов не удается, да и не нужно. Лучше подробно во всем разобраться и сделать все возможное, чтобы не повторить ошибок коллег.

- Как же получается, что крылатые машины напичканы умнейшей электроникой, а трагедии в небе все равно случаются?

- Многие молодые пилоты надеются только на технику, забывая, что она тоже может отказать. Но пилот обязан уметь доставить людей до места назначения, надеясь только на свои руки, голову и профессионализм, а не на умные навигаторы и автопилоты. Мы своих "гоняем" за это, все подробно разжевываем, тренируем и учим, учим, учим.

Да, новейшая техника - это отличное подспорье для пилота, но еще 20 лет назад в нашем распоряжении были только карта и линейка. Сами прокладывали курс, подсчитывали расстояние и время полета, ориентировались только по вулканам и сопкам. Увидишь их и на карте, и под собой, значит, летишь в правильном направлении. Я не говорю, что сейчас надо поснимать всю бортовую технику, но уметь благополучно закончить полет и без нее - профессионально-необходимый навык для каждого садящегося за штурвал специалиста.

Вместо такси - вертолет

- Даже часто летающие пассажиры иногда забывают - чтобы крылатая машина поднялась в небо, трудится очень много людей… Расскажите о сотрудничестве пилотов с наземными службами.

- Это вы верно подметили. Многие в конце полета благодарят экипаж громкими аплодисментами и даже не задумываются, что благодарности заслуживают очень и очень многие. Например, сотрудники инженерно-технической службы - люди, которые готовят машину к полету. Я без лишней лести скажу, что восхищаюсь ими - они могут разобрать вертолет до последнего винтика, а потом собрать его.

Думаю, никого не удивлю, если скажу, что российский авиапарк с каждым годом все больше изнашивается, новые машины стоят дорого, поэтому для меня поддерживать их в надлежащем состоянии - признак высочайшего профессионализма. И наши техники отлично с этой задачей справляются, за что я каждого из них глубоко уважаю.

Да о многих можно долго рассказывать: об авиадиспетчерах, синоптиках, службе безопасности полетов. У каждого из них своя зона ответственности, но все мы объединены общей целью: обеспечением безопасности полетов. Так что, если в круге ваших знакомых есть представители этих "земных" воздушных профессий - обязательно поздравьте их с предстоящим праздником.

- Сергей Алексеевич, вы облетели уже всю Камчатку вдоль и поперек. Мыслей уйти в "большую" авиацию не было?

- Камчатка не отпустила, очень мне нравится полуостров. Я иногда сам себе завидую, что имею возможность заглянуть в каждый уголок нашего края. Вы мне в любое место на карте края ткните, я глаза закрою и подробно вам расскажу, что там находится, как там люди живут. Лично для меня север - это чарующее место, но не все способны разглядеть его красоту. А вот любимого места на Камчатке нет, каждым по-своему снова и снова восторгаюсь.

Я чувствую большую значимость того, что делаю. Наши машины для жителей отдаленных поселков - своеобразное такси. Не поднимемся мы в воздух - не доберутся они до родных мест, не прихватят с собой "городской" провиант, лекарства, одежду, не смогут получить высококвалифицированную медпомощь… Твердо уверен, что мне повезло, потому что я ни разу не пожалел о выбранной профессии, а такое не часто встретишь, согласитесь? Поэтому сажусь за штурвал снова и снова.

- Какие-то профессиональные приметы у пилотов существуют?

- В приметы не верю, надеюсь только на себя и свою команду. Разве что не люблю фотографироваться перед полетом, как-то так уж повелось. Зато я вам расскажу о главной профессиональной мечте всех пилотов: мы все очень хотим, чтобы внештатные ситуации случались только на тренажерах и в учебных классах. Пусть они только остаются там, а мы с удовольствием полетаем.

Досье

Сергей Митрюков родился в Хабаровске, окончил Кременчугское летное училище гражданской авиации в Украинской ССР. После окончания вуза был распределен на Камчатку, большую часть профессиональной жизни проработал на Халактырском авиапредприятии. С 2013 года - командир вертолетной эскадрильи ООО АК "ВИТЯЗЬ-АЭРО".

 

Дайджест прессы за 14 августа 2019 года | Дайджест публикаций за 14 августа 2019 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «АиФ - Камчатка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости