О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100-летие ЦАГИ в истории: вертикальная аэродинамическая труба Т-105

Первый пуск вертикальной аэродинамической трубы ЦАГИ Т-105 состоялся 1 августа 1941 года. Новая установка предназначалась для решения проблем штопора самолетов: она должна была заменить испытания в горизонтальных трубах и летные

Первый пуск вертикальной аэродинамической трубы ЦАГИ Т-105 состоялся 1 августа 1941 года. Новая установка предназначалась для решения проблем штопора самолетов: она должна была заменить испытания в горизонтальных трубах и летные. Т-105 вошла в состав новой специальной лаборатории № 5 - штопора самолетов, созданной в октябре 1939 года. Коллектив молодого отделения только обживался в "новом" ЦАГИ, когда в октябре 1941 года вертикальная труба, как и другие объекты экспериментальной базы, была эвакуирована. Оборудование Т-105 отправили в Казань, туда же перевезли часть сотрудников лаборатории, другую их часть направили в Новосибирск. Вертикальная труба в ЦАГИ вновь была пущена в конце 1943 года, а в 1947 году к тематике лаборатории № 5 добавилось вертолетное направление. Основное экспериментальное оборудование вертикальной аэродинамической трубы на период ее ввода в строй включало: устройство для запуска динамически подобной модели, системы подвески и ограждения, прожекторную установку и скоростную кинокамеру. Эти модели самолетов для вертикальной аэродинамической установки оснащались специальными автоматами, управляющими рулями и элеронами. Камера переменной плотности с разрежением до 35 мм рт. ст. позволяла измерять моменты инерции моделей до проведения испытаний в аэродинамической трубе. Определение параметров свободно штопорящей модели производилось путем расшифровки кинолент с помощью теневого прибора. Для исследования в аэродинамической трубе сил и моментов, действующих на самолет при штопоре, был создан штопорный прибор с вращающимися шестикомпонентными тензометрическими весами и возможностью реализации различных значений радиуса штопора. На протяжении всех лет эксплуатации вертикальной трубы велась модернизация ее оборудования и поиск более совершенных подходов к исследованиям. Так, в начале 1950-х гг. была сформирована методика испытаний свободно штопорящих моделей. Затем - поэтапно усовершенствованы с учетом специфики установки аэродинамические весы. В 2010 году была введена в эксплуатацию внутримодельная инерциальная измерительная система, созданная сотрудниками отделения "Аэродинамики и динамики вертолетов, штопора и аэродинамики самолетов на больших углах атаки", позволяющая регистрировать параметры движения модели самолета в темпе эксперимента. В результате комплексного применения разработок отделения удалось значительно повысить информативность и эффективность штопорного эксперимента на всех этапах. В вертикальной трубе помимо штопорных исследований проводятся: отработка аэродинамики корпусов, несущих и рулевых винтов вертолетов различных схем и назначений, изучение интерференций этих элементов винтокрылых летательных аппаратов, исследования аэродинамики преобразуемых летательных аппаратов. За прошедшие годы с помощью Т-105 были решены многие важнейшие задачи, возникающие при разработке новых летательных аппаратов. Спектр работ по винтокрылым летательным аппаратам чрезвычайно широк: аэродинамика, динамика полета, системы управления. В вертикальной трубе проводятся исследования всех типов самолетов, спускаемых аппаратов и многих других объектов летательной техники. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов. Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка