О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Глава ФАС предложил приватизировать авиакомпанию "Победа"

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил правительству приватизировать авиакомпанию "Победа"

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил правительству приватизировать авиакомпанию "Победа", входящую в группу "Аэрофлот". Это ответ на поручение Владимира Путина следить за ценами на авиабилеты

Продать "Победу"

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предложил приватизировать лоукостер "Победа" ("дочка" "Аэрофлота") для развития внутренних пассажирских перевозок и конкуренции на рынке. Об этом говорится в его письме от 18 июля, направленном вице-премьеру Максиму Акимову и министру транспорта Евгению Дитриху. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердили в пресс-службе ФАС.

Письмо направлено Акимову и Дитриху в рамках исполнения поручения правительства после "Прямой линии с Владимиром Путиным", состоявшейся год назад (7 июня 2018 года), на которой обсуждалась цены на авиабилеты. В сегменте авиаперевозок пассажиров на ближне- и среднемагистральных воздушных судах выявлены закономерности, которые могут приводить к установлению различных цен на сопоставимых маршрутах", - указано в письме Артемьева. Так, по данным ФАС, доходные ставки на маршрутах "Победы" в среднем на 10% ниже, чем на рынке (высчитываются из стоимости кресло-километра, RASK). Присутствие лоукостера на маршруте повышает конкуренцию и снижает цены на билеты всех перевозчиков, отмечает Артемьев. Но в последнее время "Победа" активно развивает международные направления, доля которых у компании превысила внутрироссийские перелеты, замечает он. "При этом имеются случаи отмены или сокращения полетов на внутренних маршрутах. Полагаем, что такие действия могут быть направлены на сокращение конкуренции, в том числе с "Аэрофлотом" и "Россией" (как и "Победа", входят в группу "Аэрофлот". - РБК)", - пишет Артемьев.

Артемьев считает целесообразным, чтобы Минтранс и "Аэрофлот", занимающий "доминирующее положение" на рынке, при распределении международных маршрутов принимали решение в отношении стратегии развития "Победы", "соответствующее государственным задачам по обеспечению транспортной доступности населения на внутренних воздушных линиях", указано в письме. Артемьев выступает за развитие внутренних перевозок "Победы", а не международных направлений. Также он предложил "принять решение о приватизации "Победы" и ее выходе из группы "Аэрофлот".

РБК направил запрос в пресс-службу ФАС, являются ли предложения Артемьева взаимоисключающими - развитие внутрироссийских перевозок "Победы" и ее приватизация. Представители "Победы" и Минтранса отказались от комментариев. РБК направил запросы представителям Акимова и "Аэрофлота".

За первое полугодие 2019 года "Победа" перевезла более 5 млн пассажиров, войдя в пятерку крупнейших авиакомпаний России. Всего по итогам 2019 года лоукостер планирует перевезти 10 млн человек. За 2018 год "Победа" перевезла 7,1 млн человек, получив 35,5 млрд руб. выручки и 2 млрд руб. чистой прибыли (отчет по РСБУ, финансовые показатели за первое полугодие 2019 года пока не раскрывались).

Развитие в России или приватизация

Жалоба Артемьева - не первый случай, когда в правительстве критикуют "Победу" за развитие международных маршрутов: в апреле 2018 года замминистра транспорта Александр Юрчик выступил против агрессивной экспансии компании на зарубежные рынки, напомнив, что ее главная задача - перевозка пассажиров по России. В ответ на это глава "Победы" Андрей Калмыков говорил, что перевозчик лишь выполняет задачи от акционера. "Нам не очень понятно, почему люди должны иметь возможность летать дешево внутри страны и не иметь ее в полетах за рубеж. Нельзя не заметить, что мы и в регионах России очень активно развиваемся", - подчеркивал он.

По данным "Победы" на декабрь 2018 года, на международные рейсы приходилось 20% рейсов компании, а на внутрироссийские - 80%. Но на международных рейсах авиакомпания зарабатывает больше, и они позволяют субсидировать межрегиональные рейсы, указывал Калымков в интервью РБК. "Если будет возможность, то, конечно, мы будем расти везде, где будут свободные ниши", - добавлял он.

Вопрос приватизации "Победы" ранее не поднимался. Но осенью 2018 года гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев на встрече с Путиным заявил, что стоимость этой авиакомпании, в уставный капитал которой было вложено $50 млн, составляет $612 млн. "Эту оценку делал "Аэрофлот" с привлечением авторитетных международных консультантов", - пояснял РБК Калмыков. Но он затруднялся уточнить, для чего готовилась такая оценка, отмечая лишь, что "пока задач по выводу компании на биржу не стоит". В "Аэрофлоте" это также не комментировали.

Модель лоукостера является одной из самых успешных на российском рынке, и "Победа" - единственная компания, работающая в этом сегменте в России, напоминает старший аналитик BCS Global Markets Анастасия Егазарян. Активное наращивание парка и практически стопроцентная загрузка - хороший аргумент в пользу успешности такой модели и "Победы", в частности. Она считает, что прошлогодняя оценка авиакомпании ($612 млн за 100%) по-прежнему остается "релевантной". К тому же во втором полугодии 2019 года, по прогнозу BCS Global Markets, ситуация в авиаиндустрии начнет выравниваться. Но "Победа" и так эффективная компания, поэтому нет необходимости в приватизации, уверена Егазарян.

"Думаю, что "Победа" продолжит сбалансированно развиваться на обоих рынках - внутрироссийском и зарубежном", - считает эксперт. "Нет смысла останавливаться на каком-то одном направлении, это увеличивает операционные и валютные риски", - пояснила она....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка