О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полным провалом Сергея Левченко обернулась попытка развития Иркутского аэропорта

Правительство и губернатор нарушили антимонопольное законодательство, отдав аэропорт без конкурса частным инвесторам. Это установлено в результате расследования ФАС. Пролетели все, а больше всех - пассажиры

Федеральная антимонопольная служба РФ потребовала отменить сделки, совершенные с ОАО "Международный аэропорт Иркутск".

Правительство и губернатор нарушили антимонопольное законодательство, отдав аэропорт без конкурса частным инвесторам. Это установлено в результате расследования ФАС. Пролетели все, а больше всех - пассажиры.

В 2014-м году, указом президента иркутский аэропорт был передан из федеральной собственности в областную. Область брала на себя ряд обязательств. Прежде всего - увеличить пассажиропоток с 1,7 до 3 млн человек в год и обеспечить эффективное развитие аэропорта. Кроме того, нужно было найти инвестора, который в рамках государственно-частного партнерства вложит свои средства, поможет региону построить новый аэропорт и начать реконструкцию старого. Проект был реальным, ведь область вошла в федеральную программу, выделяющую 23 млрд рублей федеральных денег на строительство нового иркутского авиаузла.

Нужно сразу сказать, проверка Контрольно-счетной палаты показала: область не выполнила ни одного пункта соглашения. Именно из-за этого регион исключили из программы и лишили софинансирования, о чем прямо заявил заместитель министра транспорта Александр Юрчик в официальном письме от 7 февраля 2018 года.

В Законодательном Собрании создана специальная комиссия по расследованию ситуации с аэропортом. Все-таки, 23 млрд - это большие деньги, и область должна знать своих героев. Кто накосячил так сильно, что регион выкинули из программы, хотя деньги получил и Красноярск, и Новосибирск? А недавно поддержку Федерации получил Улан-Удэ и у него теперь тоже все будет.

Сложная схема

Некоторые выводы уже можно сделать после того, как стали известны результаты расследования ФАС РФ. Губернатор Левченко, правительство Иркутской области, а также частные структуры АО "Рампорт Аэро", ООО "Аеон", ОАО "Новапорт", ООО "Система управления", ООО "Терминал Иркутск", ООО "Новапорт холдинг", ОАО "Аэропорт Толмачево" нарушили антимонопольное законодательство. Правительство и губернатор выбрали инвесторов в обход конкурсных процедур. Теперь сделка должна быть признана недействительной.

Расследование ФАС показало, что в 2016 году планировалась реализация следующей схемы. Иркутская область вносит 100% ‘акций ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", а также 11 малых аэропортов Иркутской области, в уставный капитал ОАО КРИО (Корпорация развития Иркутской области). После этого АО "Новапорт Иркутск", совместно с КРИО создает совместное предприятие - АО "ИркутскАэроИнвест". Доли "Новапорт Иркутск" и КРИО должны были составлять по 50% уставного капитала АО "ИркутскАэроИнвест".

Но потом схема изменилась, к антиконкурентному соглашению присоединились ООО "Система Управления", АО "Рампорт Аэро" и ООО "Рампорт Безопасность". В отчете ФАС говорится буквально следующее: "После завершения строительства и ввода аэровокзального комплекса в эксплуатацию планировалось передача аэровокзального комплекса в собственность инвестора, то есть ООО "Рампорт безопаность"". Все эти перетрубации больше всего напоминают игру в наперстки. Под каким из них исчез бы из областной собственности региональный аэропорт, мы бы даже не поняли.

Дело дошло до того, что 30 мая 2018 года между правительством области, ООО "Рампорт Безопасность" и ОАО "Международный аэропорт Иркутск" заключено соглашение о реализации инвестпроекта по строительству аэровокзального комплекса. Понятно, что за ООО "Рампорт Безопасность" стояла группа партнеров. В тот же день АО "Международный аэропорт Иркутск" передал в субаренду партнерам земельный участок под стройку будущего. Расследование ФАС началось в октябре того же года и сделка была заблокирована до его окончания.

"Мы долго добивались, чтобы нас взяли партнерами без тендера"

Может быть, губернатор хотел как лучше и не понимал, что нарушает закон и чем это чревато? Ничего подобного. Начиная с 2016 года УФАС многократно предупреждало правительство Иркутской области, что инвестора нужно выбирать публично, через конкурс, иначе шутки с антимонопольным законодательством закончатся плохо. Но Левченко упорно игнорировал предупреждения и в прошлом году даже заложил совместно с инвесторами камень в основание будущего терминала. Теперь его можно считать могильным камнем над очередной иркутской мечтой.

Сознательно обходя конкурсные процедуры, Сергей Левченко не только игнорировал закон, но и пытался обманывать президента страны. Еще в мае 2017 года в письме Владимиру Путину он писал: "Дальнейшие мероприятия по привлечению инвестора будут реализованы через конкурсные процедуры, с учетом антимонопольного законодательства". Теперь очевидно, что ничего подобного он делать не собирался. Но играл, видимо, по-крупному.

Кстати, инвесторы тоже все понимали и шли на нарушение законодательства с открытыми глазами. Например, в расследовании ФАС приводится отрывок письма генерального директора ООО "Новапорт" от 25 марта 2016 года, в котором он пишет деловым партнерам: "Коллеги. Мы долго добивались, чтобы нас взяли партнерами без тендера, как это сделал Вексельберг в Ростове".

Губернатора органом власти не считать

Что же делает глава региона, узнав, что дело пахнет керосином и ФАС вплотную взялась за него? Звучит смешно, но глава региона сложил руки над головой, как в детской игре и сказал: "Чур, я в домике". Точнее говоря, 20 ноября 2018 года его представители передали в надзорный орган ходатайство о прекращении в отношении него производства по делу с блестящей мотивировкой, заслуживающей отдельного внимания. "Губернатор Иркутской области не является органом государственной власти и, соответственно, не может являться участником антиконкурентного соглашения", - говорилось в этом ходатайстве.

Чтобы доказать губернатору, что он тут не случайный прохожий, а важная часть государственной власти, комиссии ФАС пришлось проводить целое заседание, поднимать законы и писать мотивированный отказ в удовлетворении такого странного прошения. В общем, поведение губернатора немного напоминает детский анекдот:

"-Мам, можно я не пойду в школу? Петров меня будет дураком обзывать, а Сидоров в меня из рогатки стреляет. -Надо идти, сынок! Ведь ты ж директор школы".

При этом губернатора нельзя обвинять в непоследовательности. Он всегда пытается избежать ответственности и "не пойти в школу", когда его там обижают и критикуют. Особенно ясно это продемонстрировано при ликвидации паводка в Тулуне. Но и других примеров предостаточно. Как выясняется, аэропорт - один из них.

Кстати, самому аэропорту от перехода в областную собственность тоже одни убытки. Раньше ремонт и реконструкция взлетно-посадочной полосы производились за счет федерального бюджета. Теперь - только за свои деньги, которых у предприятия нет. По оценке КСП, сегодня на реконструкцию рулежных дорожек и "взлетки" нужно 10 млрд рублей, а где их взять? Даже арендная плата для аэропорта выросла после перехода под областное начало с 35,6 млн до 49,4 млн рублей в год, или на 38,8 %.

Казалось бы, денег нет от слова "совсем", но аэропорт вдруг развивает бурную благотворительную деятельность. Правда, она очень избирательная. Например, спонсировали выборы членов КПРФ. Благотворительному фонду "Развитие Приангарья", который возглавляет руководитель протокола губернатора Иркутской области, член бюро обкома КПРФ Андрей Куперт, дали 4,5 млн рублей.

Деньги были потрачены на увеселительные мероприятия для пионеров и комсомольцев Приангарья. Первых отправил во Вьетнам, для вторых организовали школу комсомольского актива. В то же самое время другие фонды искали деньги, чтобы отправить на лечение матерей с детьми-инвалидами. Но кажется, при таком начальстве, у иркутского аэропорта нет важнее задач, чем посылать пионеров во Вьетнам. Но если как следует разобраться, аэропорт не виноват. Он просто стал заложником плохого руководства, как и вся область....
Авторские права на данный материал принадлежат «Иркутск Сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка